На днях (в ночь с 14 на 15 апреля) пройдет очередная годовщина гибели "Титаника" - самого крупного и самого современного лайнера для своего времени. Эта катастрофа, унесшая множество жизней, остается наиболее масштабной среди всех кораблекрушений. И по сей день в данной истории существует масса загадок. Например, сколько русских было на борту "Титаника" - и были ли они там вообще?
"А был ли мальчик?"
Существует немалое количество самых разнородных данных о тех, кто находился на борту "непотопляемого" (именно так его называли) лайнера. По одним сведениям, среди пассажиров "Титаника" было около полутора десятка пассажиров, по другим - пятьдесят человек, по третьим - их количество перевалило за сотню. Разночтения серьезные, и чему верить, непонятно, поскольку никаких стопроцентных фактов нет нигде.
Прояснить данный вопрос мешают три вещи: во-первых, на "Титанике" были места трех классов, и в списках пассажиров третьего класса, в котором с большей вероятностью и могли оказаться наши соотечественники, если они плыли на этом корабле - изрядная путаница.
Во-вторых, часто люди по только им известным причинам представлялись не своими именами, поднимаясь на борт лайнера, и вполне вероятно, что под каким-нибудь "Джоном Смитом" мог скрываться обыкновенный Иван Петров. И, наконец, в-третьих, для американцев тех лет (впрочем, как и для европейцев) русскими были не только жители нашей страны - а все выходцы из Российской империи, в том числе поляки, финны, украинцы и так далее. Евреи, разумеется, тоже относились к русским.
Существование легенд
Все вышесказанное весьма усложняет задачу поиска присутствовавших русских на "Титанике". Между тем легенд о гражданах нашей страны, бывших на "непотопляемом" и чудесным образом спасшихся либо, напротив, погибших, ходит немало. Но ни у одной такой легенды нет достоверного подтверждения - зато каждую из них можно оспорить...
Михаил Жадовский
Весьма популярна история о Михаиле Михайловиче Жадовском, человеке, якобы присутствовавшем на "Титанике" в момент его единственного и такого недолгого путешествия. В пользу этой легенды говорит тот факт, что Михаил Жадовский действительно существовал, в отличие от многих других лиц, чью реальность установить не удалось. Однако обо всем по порядку...
Согласно некоторым сведениям, Михаил Жадовский, отставной капитан, проживавший в Петербурге, разорился и отправился в Европу на заработки. Там он познакомился с Джозефом Исмеем, владельцем британской судоходной компании, и получил от того предложение занять на "Титанике" должность кассира. Когда же лайнер потерпел крушение, Жадовскому, как члену команды, забронировали место в шлюпке, однако отставной капитан принял решение остаться на корабле, мотивировав его тем, что ему уже 68 лет и жить осталось все равно немного.
Свое место он уступил одной из пассажирок "Титаника", француженке Жозефине де Латур. Женщина благополучно спаслась, а вернувшись домой, написала подробное письмо родственникам Жадовского с рассказом о его героическом решении.
Герой или мошенник?
Выше была изложена легенда - теперь же перейдем непосредственно к имеющимся доказанным фактам. Михаил Жадовский, как уже было упомянуто, действительно существовал, и новость о его безвременной кончине была опубликована в "Петербургской газете" через неделю после нашумевшего кораблекрушения.
Михаил Михайлович являлся выходцем из дворян, родился в Нижнем Новгороде, где и провел детские годы. После окончания военной гимназии и училища попал прапорщиком в стрелковый батальон Императорской фамилии; впоследствии принимал участие в русско-турецкой войне 1877-1878 годов, имел множество наград за проявленные доблесть и смелость. Через десять лет в чине капитана ушел в отставку, трудился на "гражданских" должностях.
В общем и целом, биография у Михаила Михайловича весьма достойная и вполне соответствует тому образу героя, который складывается из легенды о его поведении на "Титанике". Однако есть одно "но": в начале двадцатого века он отсидел в тюрьме четыре месяца за содействие в мошенничестве. Не то чтобы это было чем-то серьезным, однако определенную тень на Жадовского данный факт уже накладывает – и вызывает сомнения: а могли ли доверить должность кассира и, соответственно, все деньги человеку с подобным пятном на репутации?
Есть и еще один веский повод для сомнений в правдивости изложенной выше легенды. Согласно ей, Жадовский, отказываясь от места в шлюпке, обронил, что ему уже 68 лет. Но по данным метрической книги, в которой есть запись о рождении этого человека, на момент катастрофы ему было только 55 лет – он появился на свет в сентябре 1856 года. Опять-таки, некоторые историки не уверены, что Жозефина де Латур существовала в реальности – поскольку в списках спасенных пассажиров «Титаника» женщина с таким именем не значится.
В общем, загадок много и здесь. Ясно одно – Жадовский существовал, на «Титанике» находился – а вот в каком качестве и как ушел из жизни – это уже вопрос. Кое-кто предполагает, что версия о геройстве Жадовского была нужна его родственникам, которые, как и он, были военными и хотели смыть с семьи пятно позора.
Михаил Кучиев
Еще одна легенда рассказывает о молодом осетине (на тот момент ему было 24 года) Михаиле Кучиеве, который отправился в Америку на заработки – и именно на «Титанике». Согласно ей, Кучиев после гибельного столкновения с айсбергом сумел прорваться на верхнюю палубу, однако все шлюпки были уже забиты. Тогда предприимчивый парень не растерялся и прыгнул в воду в спасательном жилете – а там зацепился за обломок какой-то доски, на котором и продержался до прихода на помощь первого судна (парохода «Карпатия»).
Он был без сознания, когда его подняли на борт, но живой. Потом Кучиев долго лечился в Северной Америке, получил хорошую компенсацию, вернулся в родную Осетию, где и скончался перед Великой Отечественной войной.
История красивая. Потомки Кучиева (да, он в действительности существовал) передают ее из уст в уста – да и не только они, а все жители Северной Осетии. Вот только ни в одном из имеющихся списков пассажиров «Титаника» - ни погибших, ни спасенных, - а также в списках того американского госпиталя, где он якобы лечился, человек по имени Михаил Кучиев не значится.
Иван Мишин и донские сектанты
Есть рассказы и о целых семьях, садившихся на «Титаник», чтобы поискать на другом континенте лучшей жизни. Об этом повествует писатель из Ростова Владимир Потапов в своей книге о «Титанике». Там он заявляет, что на потерпевшем крушение лайнере плыл его родной дядя – Иван Мишин. И плыл он не один, а с целой толпой друзей и знакомых. Дело в том, что на берегу Дона жило общество сектантов под названием «Новый Израиль». Они верили в Бога, но отрицали церкви, храмы, иконы, посты и все прочее, а считали, что Бог – совесть у каждого в душе.
На секту осуществлялись гонения, и тогда они решили уехать в Уругвай. Сначала это сделала часть сектантов – они уехали в Штаты, а оттуда добрались до Уругвая. В 1912 году по их следам двинулись оставшиеся – в своей книге Потапов приводит их имена, это девятнадцать человек, мужчины, среди которых и Иван Мишин. Все они сели на «Титаник» и ни один не выжил.
Ни один список с пассажирами «Титаника» не имеет ни одного имени из тех, что приводит писатель.
Другие имена
В мае 1912 года одна из газет опубликовала список русских, погибших на «Титанике». В нем – сплошь еврейские имена. И большинства из них в списках с пассажирами тоже нет. Однако в данном случае некоторые разногласия объяснить удалось. Так, например, среди опубликованных в газете имен стояло имя некой Зелины Кантор. В официальных списках погибших пассажиров с лайнера такой дамы не фигурировало. Зато имелось упоминание об Иешуа Канторе, мужчине. Он плыл на «Титанике» третьим классом вместе со своей женой Мириам.
После крушения супруги расстались навсегда – Мириам в числе других женщин и детей попала в шлюпку, Иешуа остался на тонущем корабле (мужчинам третьего класса места в шлюпках не доставались по умолчанию). Так что здесь, вероятно, проблема в неудачном переводе или неправильном написании имени.
Или другой пример – в том же газетном списке есть имя Давида Лившина, а в официальных списках он отсутствует. Зато в них имеется Авраам Хармер – и, как удалось выяснить, именно Давид Лившин и прятался за этим именем. Зачем ему было это нужно – узнать уже никогда не удастся.
В чем причина расхождений?
Почему же так разнятся сведения о наших соотечественниках на легендарном корабле? Почему существует столько легенд – и где найти правду? К сожалению, вероятнее всего, что нигде. Ведь точные списки пассажиров ушли под воду вместе с «Титаником», восстанавливали их по остаткам документов, но человеческий фактор никто не отменял. Где-то могли допустить ошибку при английском написании русской фамилии, потом, при переписывании, повторить ее – или совершить новую.
Вполне возможно также, что на «Титанике» были нелегалы – люди, ехавшие «зайцами» в том самом третьем классе. Билет на лайнер был совсем не из дешевых (по современным меркам – около пятисот долларов), простому люду такой приобрести было довольно затруднительно. Третьей причиной является и то, что часть пассажиров компания White Star, которая и владела «Титаником», перебросила с другого рейса, более заполненного – на «Титаник» поначалу билеты продавались плохо, а наполняемость его была необходима. Все эти манипуляции осуществлялись в спешке, поэтому допустимо, что переделать списки и внести туда нужные коррективы попросту не успели. Этими тремя факторами и объясняются все вышеуказанные расхождения, а истина, увы, находится на дне океана…
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание