Темные и пыльные туннели заброшенного лондонского убежища были сфотографированы городским исследователем спустя почти 80 лет после того, как британцы использовали их, укрываясь от интенсивных бомбардировок. Снимки, сделанные в приюте Белсайз-Парк в Хаверсток-Хилл, показывают металлические каркасы кроватей, где семьи проводили ночи в ужасе, ожидая сигнала сирены после ночных воздушных налетов в конце Второй мировой войны.
Всего было построено восемь туннелей для укрытия от бомбардировок
Летом 1944 года в столице для защиты людей от непрекращающихся налетов были открыты восемь убежищ, построенных под лондонским метро. Они получили названия станций метро, под которыми расположены: Белсайз-Парк, Камден-Таун, Ченсери-лейн, Гудж-стрит, Стоквелл, Клэпхен-Норт, Клэпхем-Коммон и Клэпхем-Саут.
Вход в Камден-Таун украшен граффити. Несколько небольших комнат, некогда служивших укрытием, сейчас используются в качестве офиса архивной компанией, арендующей убежище. А Ченсери-лейн после войны преобразовали в телефонную станцию.
Гудж-стрит использовал генерал Эйзенхауэр в качестве штаб-квартиры во время подготовки ко дню «Д». До 21 мая 1956 года, когда случился пожар, убежище использовали как армейский транзитный центр, а сейчас здесь хранятся документы. Стоквелл состоит из двух параллельных туннелей диаметром 16 футов (4,88 м), разделенных по горизонтали на верхний и нижний уровни. Сегодня он представляет собой красочный мемориал Второй мировой войны, украшенный эффектной фреской.
Клэпхен-Норт в 2015 году сдали в аренду городской ферме Growing Underground для испытаний (выращивание салатов и трав на гидропонике). Было сочтено нерентабельным восстановление лифта, поэтому через несколько лет предприятие переехало в соседний Клэпхем-Коммон. А Клэпхем-Саут с туннелями длиной более 1,5 км является самым глубоким из убежищ. Но особый интерес вызывает убежище Белсайз-Парк, в котором практически полностью сохранена оригинальная обстановка.
В Белсайз-Парке было все самое необходимое
Городской исследователь, совершивший подземное путешествие, рассказал, что каждый туннель был заполнен ярусами с кроватями. Всего было 4380 коек, и каждая выделена определенному человеку. Это означало, что, если он не пришел, место пустовало. Также в разных частях убежища были оборудованы два медицинских кабинета и восемь столовых, где подавали выпечку и горячие напитки для тысяч людей.
Белсайз-Парк оставался нетронутым до 1990-х гг.
Жителям, укрывающимся в приютах, выдавали билеты, которые гарантировали им койку на одну ночь. На фото — отсек с шестью кроватями
Белсайз-Парк впервые ввели в эксплуатацию в июле 1944 года, когда в столице усилились бомбардировки. Первоначально правительство планировало создать десять таких убежищ, но строительство ни одного из них не было завершено до 1942 года, когда закончился Блиц.
На момент постройки только пять убежищ были общественными, а два других предназначались для частного использования государственными чиновниками. Однажды в туннелях столпилось огромное количество людей, когда на город в очередной раз начал падать поток бомб. Мест на всех не хватало. После этого и было принято решение выдавать билеты
После войны, в 1956 году, в одном из приютов на Гудж-стрит произошел пожар, после которого правительство решило, что убежища более непригодны для использования людьми.
Подземное убежище в Белсайз-Парк (на фото показано, как оно выглядит снаружи) оставалось нетронутым до 1990-х годов. Потом правительство продало убежище компании Transport for London, которая затем сдала его в аренду Abbot Datastore в качестве хранилища. Сейчас оно снова оказалось заброшенным
Чиновники использовали убежища в качестве узлов связи до 1944 года. Когда бомбардировки снова усилились, пять из семи построенных на тот момент укрытий стали доступны жителям.
В убежище был лифт, санузлы... и свой распорядок
Несмотря на то что лифт, ведущий в убежище, больше не нужен, он все еще находится в рабочем состоянии
Вскоре после высадки союзников в день «Д» на севере Франции 6 июня 1944 года Германия начала новое воздушное наступление на Лондон, используя летающие бомбы V1, а затем ракеты V2, чтобы вывести из строя столичную инфраструктуру.
На снимке слева изображена скамейка, на которой семьи в тесноте пережидали атаки. Справа: на полу разбросаны оставшиеся документы 1990-х годов, когда туннели использовались для хранения
Перепуганные лондонцы ждали под землей окончания воздушных налетов, не зная, уцелеют ли их дома.
Огни вдоль туннелей, ведущих к койкам, все еще работают и дают представление о том, каково было жить в период интенсивных бомбардировок
Людям, чьи дома были разрушены, разрешали хранить в бомбоубежищах свои личные вещи.
Свет выключали ровно в 22:30, а включали в 7:00. Посетителям давалось 30 минут, чтобы покинуть убежище. На снимке - Белсайз-Парк в период использования
Две медицинские комнаты с медсестрами были местом, где лечили любые травмы. В столовых отсеках людей поили горячими напитками и кормили выпечкой.
Билеты выдавали, чтобы уменьшить очереди и позволить лондонцам получить доступ к кровати на ночь в рамках справедливой системы. Хотя гигиена тогда не была на первом месте в списке приоритетов, в убежище оборудовано восемь санузлов, которые убирали раз в неделю
После окончания войны бомбоубежища снова ввели в эксплуатацию в 1948 году для размещения иммигрантов с Ямайки. Три года спустя они стали временной базой для посетителей "Фестиваля Британии".
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание