В ноябре 2018 года шестеро человек вошли в кабину лифта в 100-этажном небоскребе в Чикаго. Люди находились на 95-м этаже и намеревались спуститься вниз. Однако долгое путешествие существенно ускорилось, когда один из кабелей оборвался, а кабина стремительно начала падать вниз.
«Сначала я был уверен, что мы все погибнем, - рассказывает один из пассажиров злополучной кабины. – Мы ехали вниз, а затем я почувствовал, что мы падаем. Я услышал такой странный звук – клак-клак-клак-клак».
Удивительно, но ни один из пассажиров не получил серьезных травм и не был доставлен в больницу. Им показалось, что они пролетели всего несколько этажей. В действительности кабина лифта зависла на высоте 11 этажа! Людям пришлось ждать помощи от спасателей три часа, так как попасть в кабину, застрявшую между этажами, было непросто.
Как же это возможно, что самая страшная вещь, какая может произойти с людьми в лифте, действительно произошла, но все выжили? В фильмах нам иногда приходится видеть, как плохой парень перерезает кабель лифта, в котором едет хороший парень. Последствия, как правило, предсказуемы.
К счастью, лифты в современном мире являются исключительно безопасными. Поэтому трагедии происходят крайне редко. Чем же это объясняется?
Тросы кабины лифта
В системе кабельных лифтов тросы прикреплены к кабине через шкив – специальный ролик с рифленой поверхностью на вершине шахты. Насечки на шкиве захватывают стальные тросы. Поэтому когда электродвигатель вращает ролик, трос тоже перемещается, и кабина едет. Кабели, поднимающие кабину, соединены с противовесом. И кабина, и противовес едут по специальным стальным рельсам.
Каждый трос скручен из нескольких стальных кабелей. Эти кабели крайне редко обрываются, а кроме того, их регулярно осматривают на наличие потертостей или повреждений. Но даже стальной прочный кабель все же может порваться. Что тогда?
Почти во всех кабельных лифтах трос скручен из нескольких кабелей – от четырех до восьми. Даже если один кабель порвется, оставшиеся смогут удержать кабину. По правде говоря, с этим справится даже один-единственный кабель.
Система безопасности
Хорошо, предположим, что все кабели в тросе порвались. Тогда в дело вступает система безопасности лифта. Она состоит из системы тормозов, которая встроена в стальные рельсы, по которым кабина ездит вверх-вниз. Одни системы сжимают рельсы, не пуская по ним кабину, другие вставляют специальные клинья в пазы на рельсах. Все это оборудование активизируется при поступлении сигнала с датчика скорости. Проще говоря, если кабина начинает перемещаться слишком быстро, система безопасности замечает это и дает стоп-сигнал. Поэтому «умные» лифты попросту не дадут произойти непоправимому.
Погружаясь на дно
Предположим, день выдался неудачный: не только все кабели ухитрились оборваться, но и тормозная система вышла из строя. Итак, лифт все же падает. Чего ждать перепуганным пассажирам?
Ну, небольшим утешением может стать тот факт, что кабина лифта все-таки будет находиться не совсем в состоянии свободного падения. Она в любом случае будет соприкасаться с рельсами, по которым ездит, а дополнительное трение замедлит скорость. Кроме того, давление воздуха под кабиной тоже снизит скорость падения. Пассажир, вероятно, почувствует себя очень легким. После удара кабина остановится, а вы технически еще доли секунды будете в движении.
Амортизаторы на дне шахты
Итак, как мы отметили, повышенное сопротивление воздуха под стремительно падающей кабиной станет некой «подушкой безопасности» (хотя о безопасности в таких условиях говорить сложно). Но еще одна деталь может сделать удар не таким ощутимым. Речь идет об амортизаторах, которые есть в каждой шахте лифта на самом дне. Они смягчат столкновение с полом. С учетом всего вышеперечисленного, у вас есть неплохой шанс выжить после падения.
А сейчас вернемся к случаю в чикагском небоскребе. Когда спасатели выяснили, где застряли пассажиры, они сразу постарались убедиться, что кабина не оборвется в самый неподходящий момент. Затем они разломали стену, зафиксировали дверь лифта в открытом состоянии и спустили лестницу, по которой люди смогли выбраться.
«Мы, разумеется, не разламываем стены без крайней необходимости, - сообщают спасатели. – Но в этом случае единственным альтернативным вариантом было спустить веревки на 97 этажей вниз. Это было бы небезопасно. Мы не Бэтмены, нам приходится проходить сквозь стены».
И напоследок: даже не трудитесь прыгать
Вы наверняка слышали, что можно выжить, подпрыгнув в падающем лифте за секунду до удара. Сработает? Увы, нет. Даже если вы идеально рассчитаете время, все равно нет. Скажем, лифт падает со скоростью 150 км в час. В тот момент, когда вы прыгнули, вы все еще перемещаетесь с этой скоростью – внутри кабины! С ней же вы и ударитесь об пол. Самым лучшим вариантом будет распластаться на полу кабины. Это стабилизирует ваше положение и распределит силу удара, так что ни одна часть вашего тела не примет на себя всю его силу. Но имейте в виду, все равно будет больно!
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание