Современные педагоги начинают осознавать, что лишь с помощью традиционных методов преподавания невозможно решить все трудности, с которыми сталкиваются дети в учебе. Безусловно, на процессы обучения значительное влияние оказывают как психологические особенности, так и социальная среда. Однако есть и более глубокие механизмы, имеющие отношение к развитию мозга в ранние годы жизни.
Сторонники нейропсихологии утверждают, что плохое усвоение орфограмм, например, может быть связано с тем, что в младенчестве ребенок пропустил стадию ползания. Область детской нейропсихологии является относительно новой, но стремительно развивающейся. Она способствует пониманию множества вопросов, касающихся поведения и восприятия детей.
Основатель нейрогимнастики для гениев
Одним из основателей нейропсихологии считается советский врач-невропатолог Александр Лурия. Во время Второй мировой войны ему приходилось трудиться с пациентами, страдающими от травм головы, без необходимых диагностических средств. Он нередко предполагал характер травмы на основе наблюдений. Примерно 20-30 лет назад возникла новая область исследований — детская нейропсихология.
Как функционирует нейропсихология? Представим себе мозг как новогоднюю гирлянду. Когда мы извлекаем ее из упаковки, обнаруживаем, что некоторые лампочки не светят. Их нужно поправить и отремонтировать, чтобы гирлянда снова заработала. Именно этим занимаются нейропсихологи. Важно отметить, что детская нейропсихология имеет свою особенность: до 11 лет мозг обладает высокой пластичностью. В раннем возрасте проще решить возникающие проблемы, а если их игнорировать, они могут усугубиться и накапливаться.
Как понять, что ребенку нужна помощь нейропсихолога
Мозг является инструментом, от качества которого зависит вся жизнь человека. Если ребенок не в состоянии придерживаться правил поведения и применять нормы правописания, это в первую очередь указывает на недостаток силы воли и самоконтроля, за которые отвечают определенные участки мозга. Бывают случаи, когда дети проявляют выдающиеся способности в математике и создают интересные творческие проекты, но при этом часто допускают «глупые» ошибки на уроках русского языка. Это ясно показывает, что причина не в недостаточном интеллекте. Кроме того, все навыки можно легко развить.
Признаки нейропсихологических проблем
Признаки нейропсихологических расстройств у ребенка:
- Затрудняется в запоминании информации.
- Не может эффективно сосредоточиться.
- Трудно контролирует свои импульсы.
- Чтение происходит медленно.
- Движения неловкие.
- Ощущает постоянную усталость (не хватает энергии).
- Проблемы со сном.
- Пишет буквы в перевернутом виде.
- Имеет привычные, повторяющиеся движения.
- Имеет нечеткий почерк.
- Обнаруживает несовершенство в взаимодействии между полушариями мозга.
Нет неспособных детей
Нет детей, которые стремились бы к плохим результатам в учебе. Однако встречаются дети, у которых возникают трудности в учебе. В начальных классах простые задания на уроках, а также дополнительные активности в виде зарядки или игр могут помочь преодолеть определенные трудности. Важно помнить, что все в организме взаимосвязано и успех ребенка во многом определяется его способностью управлять собой.
К тому же распространенная проблема среди современных родителей, даже самых любящих, заключается в том, что они берут на себя все решения, тем самым забирая у ребенка возможность развивать самоконтроль и независимость. Но именно эти качества необходимы для полноценного роста и развития личности.
Метод замещающего онтогенеза
В ходе выполнения данного физического комплекса ребенок символически проходит весь этап развития от рождения до одного года. По мнению нейропсихологов, это позволяет сконструировать заново последовательность отрезков развития ребенка, которые он не прошел по тем или иным причинам. Онтогенез - индивидуальный набор механизмов развития конкретного организма. Соответственно, метод замещающего онтогенеза - физические упражнения, схожие с теми, которые ребенок проходит на каждом этапе развития. Он основывается на теории А.Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга и учении Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации психических процессов. В комплекс входят занятия на дыхание, движения глаз и коррекцию тела.
Примеры упражнений и игр для развития мозга
- Дыхательная разминка. Дыхание — это элементарный и привычный процесс, который легко контролировать. Существует множество дыхательных техник, которые помогают детям развивать концентрацию и управлять своим телом.
- Гимнастика для глаз. Упражнения для глаз не только способствуют сохранению и улучшению зрения, но и активируют различные области мозга. Исследования показывают, что если перед написанием диктанта уделить несколько минут такой разминке, то результаты учащихся значительно улучшаются.
- «Пальчиковые» упражнения. Моторные навыки играют ключевую роль (особенно в контексте письма). Неудивительно, что задания на развитие моторики активно применяются для диагностики нейропсихологических расстройств. Нестандартные движения и внимание к различным комбинациям пальцев помогают «включать свет» в мозгу.
Словесная "гимнастика"
И здесь тоже есть целый ряд приемов и техник:
- Проговаривание слов. Сегодня проговаривать орфограммы, к сожалению, не является популярным методом. Более того, учитель может даже упрекнуть ученика: «Почему ты шепчешь во время диктанта?» Однако речеголосовой аппарат работает на основе мышечной памяти, что может быть эффективно использовано для развития грамотности. Кроме того, проговаривание способствует концентрации.
- Игровое упражнение с мячом. Учитель задает вопрос и бросает мяч ученику. Тот должен вернуть мяч и ответить на вопрос. Таким образом, одновременно с умственной деятельностью улучшается координация движений.
- Хлопковая игра. Перед началом занятия учитель говорит: «Если я хлопну один раз, хлопните все. Если два раза — постучите ногами. Если три раза — прокричите "ура"». Эта игра помогает ученикам поддерживать концентрацию в течение всего урока.
- Игра «Галактика». Учитель обозначает на классе расположение планет, подтверждая: «Здесь Марс, здесь Юпитер…» После нескольких повторений дети закрывают глаза. Учитель просит их указать планеты, используя определенные пальцы. Это упражнение можно адаптировать под любые темы урока.
- Упражнение «Задай вопрос». Учитель произносит научное утверждение и предлагает задания ученикам: «Сформулируйте вопрос, на который я скажу "да"», «Задайте вопрос, чтобы ответ был "возможно"».
- Игра «Услышь слово». Ученик выходит. Учитель дает оставшимся детям несколько слов, которые они должны произнести хором. Задается темп, чтобы избежать несогласованности. Ученик возвращается и слушает. За три попытки он должен распознать как можно больше слов. В случае трудностей каждый ряд говорит свое слово по отдельности.
Несформированность межполушарных взаимодействий пройдет красной нитью через годы
Несформированность межполушарных взаимодействий является значительным препятствием для полноценного развития когнитивных функций у детей. Одной из основных проблем становится недостаточная координация движений рук, что негативно сказываются на освоении графомоторных навыков. Дети, страдающие этим синдромом, зачастую демонстрируют значительно более низкий уровень развития моторики, что мешает им успешно выполнять задания, требующие одновременной работы обеих рук, например рисование или вырезание.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание