Классика, прочитанная мировой кинозвездой: аудиокниги становятся новым видом искусства

Рост популярности книг, которые больше не нужно читать. Аудиокниги набирают популярность. С увеличением аудитории растет и качество аудио-работ. Скучные зачитывания книг превращаются в настоящее искусство, где каждый диалог напоминает отрывок из пьесы.

Новый формат искусства

Еще в 1878 году, после того, как Томас Эдисон изобрел фонограф, у мужчины появилась идея. Наклонившись однажды над своим новым аппаратом, он прочитал слова: «У Мэри был маленький ягненок. Его шерсть была белой, как снег». Создавая первый в истории звук произнесенного слова, Эдисон мечтал, что когда-нибудь технология позволит записать целый роман. Прошло почти 150 лет, и он будь он жив сейчас, то его бы весьма впечатлила коллекция, состоящая из более чем 400 тысяч аудиокниг, которые можно скачать себе в карман!

Чем обусловлен рост популярности аудиокниг?

Аудиокниги находятся в разгаре бума. Прогнозируется, что мировой рынок аудиокниг вырастет на 25 % в 2020 году и достигнет 3,5 млрд долларов США. По сравнению с физическими продажами книг, аудио — это "дитя" издательского мира, но оно быстро растет! Ушли в прошлое дни пыльных кассетных коробок.

Теперь в записи аудиокниги участвуют знаменитости «премиум-класса»: Бенедикт Камбербетч записывает «Орден времени», Элизабет Мосс читает «Сказку о служанке», Мерил Стрип рассказывает о паутине Шарлотты или вот, например, Мишель Обама читает свои собственные мемуары «Становление». Существуют чрезвычайно амбициозные постановки, для которых специально создаются звуковые эффекты, такие как, например, объемное звучание в 3D.

Несмотря на то что продажи аудиокниг увеличиваются, а продажи физических книг уменьшаются, это совсем не означает, что эти две явления взаимосвязаны. На самом деле аудио притягивает новую аудиторию: будь то слушатели, которые обычно не покупают книги, или читатели, слушающие жанры в аудиоформате, которые бы просто не пришлись им по вкусу в печатном виде.

Исследование Nielsen Book показало, что скачивание аудиокниг в Великобритании было особенно распространено среди жителей мужского пола в возрасте от 25 до 44 лет. Лоуренс Хауэлл, директор по контенту Audible, принадлежащей Amazon платформы аудиокниг, говорит, что наблюдался большой рост популярности аудиокниг у возрастной группы от 18 до 24 лет. «Это та возрастная группа, которая, как правило, не покупает книги», — рассказывает она. Исследование, проведенное Издательской ассоциацией, показало, что 54 % британских покупателей аудиокниг слушают их для удобства, в то время как 41 % выбирают такой формат, потому что он позволяет им наслаждаться книгами тогда, когда чтение невозможно.

Тонкости драматургии в формате аудио

Существует много споров вокруг того, является ли прослушивание книги равносильным прочтению. «Аудио не может конкурировать со временем, проведенным с книгами», — рассказывает Ричард Леннон, издатель Penguin Audio. «Это люди, которые пытаются включить в свою повседневную жизнь литературу. Люди, которые обнаружили, что во время поездок на работу, тренировок или приготовления ужина есть возможность культурно обогатиться. Для некоторых аудиокниги являются альтернативой телевизору. По-настоящему интересной аудиторией для меня являются люди, для которых чтение и книги, по сути, не являются частью жизни».

Растущая популярность аудиокниг совпадает с увеличением количества подкастов, что свидетельствует о растущей жажде аудиоконтента. Стремительно изменяющиеся тенденции привели к тому, что издатели стали перерабатывать ресурсы в новый аудио-формат. «В последнее время мы очень много инвестируем в аудио», — говорит Леннон.

Леннон говорит, что сейчас записываются книги, озвучку которых еще 10 лет назад никто бы никогда не стал рассматривать. Он указывает на книгу Роберта Макфарлейна и Джеки Моррис «Потерянные слова», иллюстрированный сборник стихов, основанный на словах, которые исчезли из Оксфордского юношеского словаря. Такое визуальное произведение сложно трансформировать в аудио-формат, но Penguin Books не боится испытаний.

Для тех, кто только открыл для себя этот формат, первый опыт может оказаться решающим. «Подбор аудио-актеров — очень ответственная задача, ведь в большинстве случаев слушатель отталкивается от голосов главных героев: на основе звучания он делает выбор, остановиться на этой книге или выбрать что-то другое.

Отношение авторов к аудиокнигами

А как сами авторы относят к изменению формата их произведений? Некоторые авторы активно участвуют в процессе создания аудиокниги и даже принимают участие в кастинге актеров. Современные писатели даже специально пишут с учетом особенностей аудио-версий. Другие и вовсе пишут исключительно аудиоконтент. Например, Майкл Льюис, Адам Кей, Джон Ронсон, Джоан Харрис и Филипп Пуллман — все они написали оригинальные произведения для платформы Audible.

Для многих из них - это интересный опыт: попробовать себя в другом формате. Попробовать сделать так, чтобы книга резонировала со слушателем. Оригинальный контент сейчас находится в центре внимания платформы, которая также активно сотрудничает с драматургами для созданием новых драматических произведений. Не у всех людей есть возможность сходить в театр. Аудиокниги — хорошая альтернатива драматургии.

Будущее книг

Сегодня мы только начинаем видеть потенциал аудио как формы искусства. Общество достигло той критической точки, когда аудиокниги становятся довольно мейнстримными, но элемент артистизма все еще должен оставаться. Конечно, все еще существует множество людей, которые считают такие постановки «неправильными», «ненастоящими книгами» и вздрагивают при упоминании аудиокниг. Но и количество поклонников аудио-спектаклей неизменно растет!

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Как часто вы слушаете аудиокниги? Нравится ли вам такой формат?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.