Как обстоят дела с работой скорой помощи в стране, все прекрасно знают: пандемия, словно лакмусовая бумажка, обнажила недостатки и ошибки системы здравоохранения. Мы предлагаем через призму закона рассмотреть ситуации, когда сотрудники скорой игнорируют пациентов, и расскажем, что делать, если диспетчер не оформляет вызов.
А вам точно надо?
Прежде чем хвататься одной рукой за голову, а другой за телефон, прислушайтесь к своему организму: правда ли у вас тот самый случай, когда бригада должна ехать из другого района и спасать вас от мигрени по случаю дождя? Человек сам определяет степень тяжести своего состояния и зачастую перестраховывается от самых обычных недомоганий, отрывая фельдшеров от более серьезных вызовов. Приказом № 388н от 20.06.2013 гражданам разъясняется подробный порядок работы службы неотложной помощи, вплоть до комплектации служебного автомобиля и тех самых оранжевых чемоданчиков.
Что является причиной для вызова скорой помощи? Реальная угроза жизни и здоровью! Выделяют основные показания:
- нарушение сознания гражданина;
- нарушение кровообращения, длительное и обширное онемение конечностей;
- нарушение дыхания, попадание инородных предметов в дыхательные пути, сильный отек;
- нестерпимая боль как острого, так и ноющего характера;
- переломы, вывихи, глубокие порезы;
- непрекращающееся кровотечение;
- роды или угроза выкидыша;
- иные острые состояния и заболевания, в том числе обострение хронических и психических заболеваний с риском причинения вреда себе или окружающим.
Никакие "я посадил занозу, жена на работе, приезжайте и вытаскивайте" не являются поводом для вызова скорой помощи. Также любителям спекулировать на своем здоровье и окружать себя обеспокоенными родственниками напоминаем: пока к вам едут спасать "прихватившее сердце", к кому-то могут по-настоящему не успеть...
"У нас все бригады заняты"
Другая сторона медали обнаруживается, когда вызов действительно срочный и человеку плохо, а диспетчер сообщает: "Ожидайте, у нас завал, могут и через несколько часов приехать..." Вот тут вы сразу должны понимать, что общая ситуация и комплектация станции персоналом вас не должна волновать. Да, действительно, время не простое, понять можно всех и каждого, но качественную и своевременную помощь специалиста государство вам должно обеспечить.
Согласно приказу Минздрава от 22.01.2016 № 33н, экстренная помощь должна быть оказана не позднее, чем через 20 минут после приема вызова (для отдаленных районов время может быть увеличено до 2 часов).
Время идет...
Если скорая едет дольше положенного времени, то следует:
- Не паниковать. Понятное дело, что повод для обращения к врачам всегда волнительный, но не стоит сразу жаловаться в Роспотребнадзор, когда таймер отсчитал 20 минут и одну секунду.
- Сделайте повторный звонок диспетчеру, узнайте, где бригада. Пробки и форс-мажор в виде закрытых ворот во дворах (частая беда для скорой) никто не отменял.
- Если диспетчер игнорирует вас или вовсе не принимает вызов, то требуйте назвать номер вашего обращения, напомните о реальной угрозе для жизни и здоровья больного, сообщите, что при отказе от выполнения своих служебных обязанностей вы обратитесь в полицию (согласно статьям 124, 125 УК РФ "Неоказание помощи больному" и "Оставление в опасности").
- Если слова не подействовали, то смело обращайтесь в полицию. Важно помнить, что диспетчер имеет право отказать в принятии вызова, так как он сам принимает решение о необходимости оказывать пациенту помощь в том или ином случае.
Сотрудники о такой ответственности прекрасно проинформированы и чаще всего перестраховываются, поскольку результат их бездействия в виде ухудшения состояния или смерти больного может грозить диспетчеру уголовным наказанием.
Приехали и уехали
А бывает так: приехали, написали шаблонное ОРВИ, дали направление к терапевту (как правило, устное) и поехали дальше работать. Что делать, если вы чувствуете себя критично и просите дополнительных обследований (госпитализацию, КТ, тест на COVID-19, рентген и так далее)? Как правило, бригада скорой помощи обязана госпитализировать граждан, если:
- существует угроза жизни;
- состояние требует коррекции в отделениях реанимации и интенсивной терапии;
- состояние угрожает окружающим.
В госпитализации могут отказать под предлогом отсутствия мест, оборудования или специалистов. В таком случае медработники обязаны дать направление в иное учреждение, а главное, сопроводить больного туда с разъяснениями и фиксацией данного факта в документах.
Важно! КТ и тест на COVID-19 назначают по показаниям, а не всем подряд. Ждать, что вам назначат множественные обследования просто так, не стоит. Томографию назначают только после анализов и не фельдшер скорой, а терапевт в поликлинике или больнице. Тест на коронавирус назначают, если человек вернулся из другой страны, общался с подтвержденным больным, у него ОРВИ средней или тяжелой формы, подтверждена внебольничная пневмония либо гражданин в группе риска (старше 65 лет).
Куда жаловаться
Если на любом этапе взаимодействия со специалистами вы столкнулись с непреодолимыми трудностями, отказами, игнорированием, халатностью и вы уверены, что ваш случай действительно экстренный, а не неотложный (это вторая категория срочности среди заявок для бригад, время приезда допустимо в рамках до двух часов), то рекомендуем следующие действия:
- Все планируемые заявления писать в двух экземплярах (обязательно один с подписью принявшего оставляете себе), так у вас на руках будут доказательства обращений, которые приняты на рассмотрение.
- Прежде чем решать вопросы в инстанциях, попробуйте решить все мирным путем, зло и оскорбления не ваши союзники, разговоры с диспетчерами записываются, а в больничных коридорах все чаще появляются камеры, ваше поведение может усугубить ситуацию. Медики тоже люди, возможно, вам удастся добиться результатов по-хорошему.
- При грубых нарушениях важно обратиться к руководству (станции скорой помощи, больницы), а уже потом в местное Министерство здравоохранения, департамент здравоохранения и Роспотребнадзор.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание