Почему ребенок не говорит? Нарушения, которые приводят к отсутствию речи у детей

Причины отсутствия речи у ребенка, несмотря на его физическое здоровье и нормальное функционирование мозга, могут быть весьма разнообразными и комплексными. Одной из основных причин может быть задержка речевого развития, которая часто обусловлена недостаточным общением и недостаточным речевым стимулом в раннем возрасте. В таких случаях ребенку может не хватать разнообразия языковых и социальных взаимодействий, которые являются важными для формирования языковых навыков.

Ребенок не говорит: что с же ним не так

На первый взгляд, речевых нарушений у детей не так и много. Но на практике, когда к логопеду за день приходит на прием восемь детей, у каждого из них своя причина отсутствия или нарушения речи. На самом деле это может происходить по тридцати различным причинам, если не больше. Сюда будет отнесено любое генетическое или хромосомное заболевание, которое дает отсутствие речи.

Обычно диагностика не составляет труда, такие диагнозы ставят сразу после рождения, а иногда и во время беременности. Там полиорганные нарушения, там множество сочетанных проблем, которые видно в том числе и визуально. Поэтому, если у ребенка проблемы с речью, не требуется сдавать специальные анализы на генетику.

Глухонемота как причина отсутствия речи

Это не речевое заболевание, но его диагностикой занимаются и логопеды, если ребенок обращается к ним раньше, чем к отоларингологу. Когда ребенок теряет слух, он теряет основную возможность воспринимать и усваивать звуки окружающего мира, что непосредственно связано с задержкой или отсутствием речевого развития. Детям становится трудно или невозможно учить слова, понимать окружающую речь и воспроизводить звуки, что ведет к немоте. Опять-таки, диагностика в этом случае довольно простая, "гороховую пробу" проведет любой педиатр или логопед и подскажет обратиться к ЛОРу.

Тяжелая степень умственной отсталости

У таких детей часто наблюдаются как фонетико-фонематические, так и лексико-грамматические нарушения. Они могут испытывать трудности с произношением звуков, что делает их речь невнятной и осложняет процесс общения с окружающими. Кроме того, у детей с умственной отсталостью часто отмечаются проблемы с осознанием и использованием грамматических структур, что препятствует формированию связной речи и усвоению новых языковых навыков. Заподозрить умственную отсталость несложно по отрешенному выражению лица, реакции на слова, сниженному эмоциональному отклику.

Афазия

Это уже речевое нарушение, с которым работают логопеды и дефектологи. Чаще всего оно бывает у взрослых, потому что афазия - это распад уже сформировавшейся речи. Такое возможно при травмах головы или инсультах и у детей. Видов афазий на самом деле довольно много.

Также важно отметить, что афазия может значительно варьироваться в своей выразительности и форме в зависимости от локализации и степени поражения головного мозга. Так, при поражении верхней височной извилины левого полушария (центр Вернике) у пациентов наблюдается сенсорная афазия, при которой они теряют способность к пониманию устной и письменной речи, хотя их собственная речь остается относительно беглой, но часто бессмысленной и грамматически неправильной. В случае поражения коры левого полушария в области третьей лобной извилины (центр Брока) развивается моторная афазия, которая характеризуется затруднением в произнесении слов и построении фраз, при этом понимание речи обычно остается сохранным.

Анартрия

Это тяжелая степень дизартрии. В свою очередь, дизартрия - это нарушение, обусловленное нарушением иннервации мышц речевого аппарата. В голове у нас центр управления, рот - исполнительный орган. А вот проводники - нервы - повреждены настолько, что импульс не проходит.

Анартрия у детей представляет собой серьезное нарушение произносительной стороны речи, вызванное проблемами в передаче сигнала от головного мозга к артикуляционным мышцам. Часто это состояние наблюдается у детей с тяжелыми формами детского церебрального паралича (ДЦП). В большинстве случаев диагностика не вызывает сомнения.

Диагностика анартрии обычно включает в себя комплексное обследование - нейрофизиологическое, логопедическое и психологическое исследования. Специалисты проводят детальный анализ моторных функций, речевых навыков и когнитивных способностей ребенка. Важно учитывать, что анартрия может сочетаться с другими расстройствами, такими как дизартрия или апраксия речи, поэтому дифференцирование различных видов речевых нарушений имеет принципиальное значение.

Алалия

Алалия — это отсутствие или недоразвитие речи вследствие поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Существует всего три вида, это сенсорная, моторная и сенсомоторная.

Экспрессивная алалия (моторная) проявляется в том, что ребенок понимает речь окружающих, но не может выразить свои мысли словами. Это может быть связано с нарушением работы речедвигательных центров в коре головного мозга. Основными признаками моторной алалии являются ограниченный словарный запас, трудности в построении фраз и предложений, а также затруднения в воспроизведении звуков и слогов.

В отличие от моторной алалии, импрессивная алалия (сенсорная) характеризуется тем, что ребенок может говорить, но имеет серьезные проблемы с пониманием речи. Эта форма нарушения связана с поражением речевых центров, отвечающих за восприятие и обработку звуков. Дети с импрессивной алалией могут произносить слова и фразы, но они часто бессмысленны или неправильно употреблены. Основными признаками сенсорной алалии являются трудности в понимании обращенной речи, неспособность различать звуки и искажения в произношении.

Сенсомоторная алалия объединяет в себе признаки обеих форм нарушения: как трудности в понимании речи, так и в ее воспроизведении. Дети с этим типом алалии испытывают значительные затруднения в общении, что сказывается на их социальном и эмоциональном развитии. Для диагностики и лечения алалии необходим комплексный подход, включающий неврологическое обследование, логопедическую работу, а также возможное использование медикаментозной терапии. Терапия должна быть направлена на стимуляцию речевой активности и развитие навыков общения с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Апраксия

Апраксия артикуляции проявляется в трудностях с последовательным выполнением движений, требуемых для правильного произнесения звуков. Это расстройство значительно усложняет формирование речи у детей с моторной алалией. Невозможность точно и последовательно выполнить необходимые артикуляционные движения приводит к сложности произнесения слов, несмотря на сохранное понимание языка. Дети с этим нарушением могут осознавать, что хотят сказать, но не в состоянии правильно координировать мышцы, чтобы произнести нужные звуки. Вытянуть губы трубочкой человек может, но если попросить его сказать "у", у него ничего не получится.

Часто такие дети делают множество попыток, чтобы произнести одно и то же слово, и каждый раз произношение может отличаться. Они могут терять ритм и структуру слова, переставлять слоги или произносить звуки в неправильном порядке. Это ухудшает их способность к общению, вызывает чувство фрустрации и может отрицательно влиять на самооценку.

Заключение

Существует целый ряд речевых нарушений, дифференциальная диагностика которых может занять немало времени. Грамотный специалист может это сделать, и очень важно поставить точный диагноз, чтобы спланировать коррекционное воздействие и планомерно пройти весь путь от начала до конца.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы сталкивались с речевыми нарушениями?   
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.