Сердечный приступ на пике горы: история выживания лихого лыжника в Калифорнии

Американец Йон Карлтон - опытный горнолыжник, умеющий преодолевать различные опасности, которые подстерегают человека в условиях высокогорья. Вот только он совершенно не был готов к тому, что в 38 лет, находясь на высоте почти 4 тысяч метров над уровнем моря, получит сердечный приступ.

Высокогорный пик Иша

Дело происходило в апреле 2016-го года. Йон Карлтон приехал к Мамонтовым озерам, окруженным диким лесом и высокими горами.

Местность эту часто называют Калифорнийской Швейцарией за сходство с европейскими горнолыжными курортами. К тому же, здесь действительно работает курорт: зимой - для лыжников, летом - для пеших туристов, любящих побродить по нетронутым человеческой деятельностью лесам.

Как это часто бывает, живописные природные пейзажи Мамонтовых озер таят немало опасностей. Здесь еще случаются землетрясения, из-за которых возникают выбросы ядовитого углекислого газа. Лесные пожары возле Мамонтовых озер - тоже не редкость.

Но Карлтона влекли не леса, а вершины гор. И в частности - пик Иша. Высота его 3953 метра, и для опытных альпинистов он не становится очень уж трудным препятствием. Самое опасное, что поджидает здесь человека, - это холодные ручьи на подходе к пику и сход снежных лавин.

С вершины горы открывается потрясающий вид на озера и другие горы. А склоны Иша часто используют горнолыжники и они испещрены следами их подъемов и спусков.

Восхождение

Покорять горную вершину Йон Карлтон выдвинулся утром 4-го апреля. Шел он не один, а в составе группы из 5 человек.

По словам Карлтона, чувствовал он себя прекрасно. Разве что небольшая усталость могла насторожить его. "Но я решил, что это - последствия простуды".

С собой Карлтон захватил слипборд - широкую доску для катания по заснеженным склонам. Он уже катался на таких с Иши в прошлом, и давно собирался вернуться за новой порцией острых ощущений, но шанс предоставился только теперь. Несколько лет подряд над Мамонтовыми озерами осадки выпадали скудно и Иши стоял обнаженный, без снежных покровов. Но в 2016-м прошли снегопады, и белая пушистая шуба вернулась на каменистые бока горного пика. Все обещало идеальные спуски по свежей снежной поверхности.

Группа Карлтона не собиралась подниматься до самой высокой точки пика Иши. Для лихих спусков достаточно было достичь высоты 3 779 метров. Местом для катания на слипбордах наметили крутой северный склон.

Подъем начался в 8 утра. "Снег был твердым, но лыжные скобы облегчали подъем", - вспоминает Йон Карлтон. - "На первом же привале я заметил, что чувствую вялость. Мои ноги, особенно левая, подкашивались, поэтому я при продолжении движения делал все более короткие шаги".

Карлтон начал отставать от друзей. В какой-то момент они обогнали его настолько, что скрылись из поля зрения. Но он упрямо продолжал подъем и нагнал приятелей у подножья 200-метровой отвесной стены, то есть у точки, которая и была намечена конечной целью.

Вода и сахар не помогли

Еще на подходе к намеченной высоте, Карлтон почувствовал небольшие судороги в ногах. Когда он нагнал приятелей, судороги захватили и область спины. Йон не придал этому особого значения, решив, что недомогание вызвано обезвоживанием. Он просто глотнул воды из бутылки и начал готовить слипборд.

Но судороги только усиливались. Плохое состояние Карлтона начали замечать другие члены группы. Девушка Моника, тоже поднявшаяся на Иши, чтобы покататься по ее склонам, предложила Карлтону шоколадный батончик.

"Но даже с сахаром в организме я был слишком истощен и болен, чтобы набрать темп. Остальным участникам команды пришлось больше получаса ждать, пока я не доберусь до места спуска", - говорит Карлтон.

Карлтон не почувствовал душевного подъема, который обычно обуревал его перед спуском с какого-нибудь живописного склона. Сейчас он едва находил в себе силы улыбнуться друзьям. У него кружилась голова, перед глазами стоял туман.

Йон допил остатки воды, но организм ее не принял. Карлтона стошнило. Это не на шутку перепугало группу. Ему предложили помочь спуститься с горы и обратиться к врачам. Карлтон отказался, заверив, что прохладный ветер, бьющий в лицо во время стремительного спуска, наверняка приведет его в чувство.

Приступ

Участники группы приняли решение продолжать то, ради чего и преодолевали высоту. Они разделились на две команды. Два человека скатились по незнакомому, еще не объезженному участку склона. Йон и двое оставшихся с ним приятелей собирались съехать там, где уже катались в прошлые годы.

"Я решил, что в том состоянии мне лучше съехать в знакомых снежных условиях, а не исследовать незнакомую местность", - поясняет Карлтон.

Но съехать с горы Йон не успел. Между плечами он вдруг почувствовал такой сильный спазм, что начал срывать с себя одежду в надежде как-то облегчить боль. Двое друзей заставили его сесть на снег и попытались дозвониться до приятелей, которые уже были внизу. Не удалось - у телефона сел аккумулятор.

Тем временем Карлтон умирал: "Зрение стало тухнуть. Я почувствовал онемение в пальцах рук и ног. Дыхание участилось - я мог делать только короткие, но быстрые вдохи".

По уверениям Йона, страха у него не было. "Я словно отстранился от ситуации и воспринимал все, как робот". В этом спокойном, отстраненном сознании он вдруг ясно понял, что помощи ждать неоткуда и, если он не спустится немедленно с пика Иши, то умрет прямо на его заснеженном склоне.

Путь вниз

С помощью друзей Йон начал спуск с вершины. Не тот лихой скоростной спуск, с ветром в лицо, на который рассчитывал еще утром, а осторожный, постепенный спуск с остановками там, где местность позволяла сбавить ход и собрать остатки сил.

Моника, тоже остававшаяся с Карлтоном, показывала ему дорогу. В одном месте путь преграждал огромный валун, преодолеть который можно было только ловким прыжком. Йон, превозмогая боль, прыгнул.

"Знакомое движение, видимо, успокоило меня, и, несмотря на то, что боли нарастали, я вдруг осознал, что вернул контроль над своим телом". Только в тот момент Йон поверил, что ему удастся спуститься с пика Иши.

И ему почти удалось. Он рухнул без сил, когда достиг двух друзей, спустившихся первыми. Эти двое съехали не до самого подножья пика, дожидались приятелей на возвышении. Один из них, Кевин, бросился к лежащему в снегу Йону.

Кевин получил медицинское образование и работал фельдшером. Он тут же поставил предварительный диагноз - сердечный приступ. Правда, был еще один вариант - легочная эмболия. В любом случае, стало понятно, что счет идет на минуты и Карлтона необходимо немедленно доставить в госпиталь. Но как?

Спасательная операция

Сотовая связь не работала. Решено было, что один член группы выдвинется вперед, чтобы добраться до людей и вызвать подмогу. Остальные подняли Йона на ноги и начали помогать ему продолжать спуск. Двое поддерживали его, еще один нес рюкзак и элементы экипировки.

Спуск облегчался тем, что слипборд все еще оставался на ногах Йона. Ему не приходилось передвигать ногами, утопая в снегу, - он просто скользил по насту, поддерживаемый с двух сторон.

Внизу он мог двигаться сам, без поддержки. Но боль и головокружение не проходили. "Мне предложили сделать привал, но когда я остановился, на меня обрушилась невыносимая волна боли и потерянности. Мне было лучше во время движения".

Йон не остановился даже тогда, когда на пути им попался ручей, - он прошел прямо по ледяной воде. Он не рискнул замедлить движение и дождаться, пока друзья укажут ему на бревенчатый мост.

Йон уже подходил на сгибающихся ногах к парковке, когда увидел затуманенным взором, что к нему едет пожарная машина. Он потерял сознание.

"Создатель вдов"

Йон Карлтон очнулся только через неделю. Он обнаружил себя в палате госпиталя Сакраменто в окружении капельниц и медсестер. В госпитале он провел еще около месяца.

Врачи рассказали Йону, что по наследству от предков ему передалась одна неприятная особенность - кровь в его венах склонна сворачиваться в тромбы. Это и случилось тем утром при подъеме на пик Иши. Образовавшийся тромб закупорил левую магистральную артерию и практически полностью прервал поступление по ней крови к сердцу.

Подобного рода сердечные приступы врачи между собой называют "создателями вдов", поскольку большинство человек после такого приступа не выживают. Йону Карлтону повезло оказаться в числе меньшинства.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.