Во времена СССР картина "Москва слезам не верит" считалась культовой. До сих пор зрители ее пересматривают и восхищаются простыми, добрыми людьми и их открытыми чувствами. Только теперь, когда наш быт в корне изменился, многие стали подмечать, в каких убогих условиях жили советские люди в середине 20 века и, что самое интересное, считали это вполне нормальным.
Анализируя картину, можно понять, как в то время обычный человек просто-напросто выживал и думал, что это нормально, потому как в таких условиях существовала большая часть страны.
Начало истории
В самом начале зритель знакомится с главными героями. Молодые девушки приехали покорять столицу. Катя устроилась на завод и получила комнату в обычной советской общаге, где в одной комнатке жили несколько человек. Сейчас нас многие фанаты СССР заверяют, что всем рабочим давали квартиры. Сама по себе Катя была очень скромной и разительно отличалась от своей подруги Людмилы. У той взгляды на жизнь были совсем другими. Она считала, что необходимо удачно выйти замуж, чтобы зажить в столице беспечно и красиво.
Что тогда входило в понятие удачного устройства в жизни
На Люду особое впечатление производило наличие автомобиля, статус человека, его профессия и положение в обществе. Она всем представлялась профессорской дочкой и Катю втянула во вранье.
Кстати, сам автомобиль, представленный в кино, был всего лишь старым "Москвичом", но и сидя в нем, Людмила чувствовала себя королевой.
Дача также входила в список признаков, что человек хорошо устроился в жизни. Но если посмотреть, что собой представляли дачи того времени, становится просто смешно.
Участок с будкой
На кинокадрах хорошо видно, что представляла собой советская дача - гордость горожан. Участок государством предоставлялся простым смертным не больше 6 соток. На нем разрешалось построить только будку, иначе это сооружение не назовешь. О добротном доме или даже установлении отопления и удобств нельзя даже было мечтать - это роскошь. Достаточно крыши над головой, чтобы спрятаться от дождя.
Если присмотреться, из каких материалов построен дачный домик, то становится понятно, что сколочен он буквально из мусора и досок разных цветов.
"Равенство народа"
Сцена в общаге. Девушки стирают вручную на стиральной доске и обсуждают момент переезда в элитную квартиру на время, пока родственники Кати уезжают на отдых. В этом кадре явно подчеркивается тот тяжелый быт, который был присущ всем советским общежитиям. В эти годы в Америке, например, в таких же жилищах давно были общие стиральные машины в подвалах и пылесосы на каждом этаже.
Тут же в следующем кадре перед зрителями дом, в котором живут советские граждане немного "не равнее других". Многоэтажка в центре столицы с шикарной лепниной и просторным холлом.
Что любопытно, эта постройка чем-то напоминала те дома, которые строились в России еще в начале века. Тогда при царе жили там интеллигентные слои общества: врачи, учителя, ученые. В советское время такие квартиры могли получить только люди из высшей номенклатуры.
Высотка изнутри
Войдя внутрь, девушки открыли рот от изумления. Роскошные мраморные стены с мозаикой, гранитный пол, лепной потолок и идеальная чистота. На страже сидит бабушка, скорее всего, тоже из бывших высших чинов и следит за порядком, чтобы какой-нибудь простой советский человек не проник в жилище партийной элиты. Так жили всего 5 % великой могущественной страны.
Подобную шикарную квартиру простые зрители могли видеть только в кино. Такое жилье выдавали великим ученым, партийным работникам высших чинов или знаменитым писателям. В таких-то шикарных кабинетах сидели советские писатели и сочиняли небылицы, как плохо живется пролетариату на "загнивающем западе".
Сцена застолья, когда к девушкам пришли гости, происходит в большой гостиной, как положено в приличных семьях. Рядом резной буфет, антикварные вещи.
Совковое жилье
Далее сцена, где Катя приходит знакомится с семьей своего парня Рудика. Обычная советская проходная двушка, где не разгуляешься. Теснота и беднота. Рудик живет с занудливой мамой и маленьким братом.
Далее по сюжету Катерина узнает, что беременна, их вранье раскрывается, и она остается одна на руках с маленьким ребенком. Новое жилище ее также не блещет удобствами. Вечные пеленки, корыто со стиркой и теснота. Таким было бесплатное советское жилье, в котором люди порой проводили всю свою жизнь.
Вторая часть картины
Здесь задумано автором показать, чего добилась в жизни советская женщина, как она стала уважаемым в обществе человеком, и как на ее жизненном пути появился именно тот мужчина.
Смотря на картину в то время, безусловно, все казалось просто идеальным. О другой жизни люди тогда и не мечтали, их устраивал советский быт. Но, если сравнивать с настоящим, приходишь в ступор. Как женщина - директор завода жила в таких условиях. Тогда, видно, это считалось просто шиком.
Вторая часть начинается с бытовых мелочей. Утро, подъем на работу. Взрослая дочь. Какое счастье, у Кати есть собственная картина. Если оценить с современной точки зрения - жалкая двушка. Женщина спит на раскладном диване, у нее даже нет собственной спальни. И это директор огромного предприятия. Вот это жизненный успех.
Кухня в квартире маленькая, убогая. Из бытовой техники на ней только газовая плита. В то же время в Германии, например, у простого населения кухни были под завязку оборудованы всякой техникой. Конечно же, высшие чины тащили все себе из-за границы, им можно было все.
Поход в магазин
Примечательна сцена, когда независимая и сильная женщина Екатерина отправляется за покупками в магазин. В фильме для съемок выбрали типичный совковый универмаг. На полках видны только банки, консервы. Где мясо, фрукты? Этого достать было просто невозможно. В следующей сцене продавец выкатывает тележку с какой-то колбасой. Все покупатели налетели на нее словно стая ворон, расхватали все, не глядя, и только потом уже стали читать, что же им посчастливилось урвать. Обычная сцена во времена советского дефицита.
Встреча с судьбой
Далее в фильме Катя вновь побывала на даче у своих знакомых. По прошествии 20 лет там ничего не изменилось в лучшую сторону, а даже, наоборот. Домик еще больше обветшал, весь участок неухоженный, порос бурьяном.
В электричке женщина знакомится с мужчиной. Позже он представился, что зовут его Гоша. Через какое-то время он оказался в гостях у Кати и даже присвистнул, разглядывая ее "хоромы". Тесная, маленькая, но отдельная двушка в то время для любого советского человека казалась дворцом.
Где жил сам Гоша
По сюжету влюбленные ссорятся, и Гоша пропадает на долгое время. Друзья помогают Кате его найти. Товарищ, которого зовут Николай, узнал адрес Гоши и отправился к нему домой.
Что предстает перед зрителем? Обычная совковая коммуналка, в подобных проживали тысячи людей. В то время даже в голову никому не пришло, что такое жилье требует осуждения. Комната Гоши захламлена, горы книг (может режиссер хотел подчеркнуть ум советского человека), никакого ремонта, стол посреди комнаты, заставленный бутылками и одна сухая рыбина на закуску. Пьяный Гоша жалуется на судьбу-злодейку. Такой вот портрет настоящего советского мужика.
История заканчивается, конечно же, радужно. Влюбленные помирились и вместе зажили счастливой советской жизнью, не помышляя о том, что в жизни есть где-то более шикарные условия существования.
Никто не спорит, что фильм прекрасный, и многие смотрят его с чувством ностальгии по ушедшим временам. Но, скорее всего, новое поколение многого не поймет, что же было хорошего в то советское время, если декорации к этому фильму были столь нищенскими. А что вы думаете по этом поводу, дорогие читатели?
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
Интересно, что 30 лет назад, во времена "перестройки", бойкие деятели, типа автора написанного опуса, вопили про РОСКОШНУЮ ЖИЗНЬ СОВЕТСКОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ !