Во времена СССР картина "Москва слезам не верит" считалась культовой. До сих пор зрители ее пересматривают и восхищаются простыми, добрыми людьми и их открытыми чувствами. Только теперь, когда наш быт в корне изменился, многие стали подмечать, в каких убогих условиях жили советские люди в середине 20 века и, что самое интересное, считали это вполне нормальным.
Анализируя картину, можно понять, как в то время обычный человек просто-напросто выживал и думал, что это нормально, потому как в таких условиях существовала большая часть страны.
Начало истории
В самом начале зритель знакомится с главными героями. Молодые девушки приехали покорять столицу. Катя устроилась на завод и получила комнату в обычной советской общаге, где в одной комнатке жили несколько человек. Сейчас нас многие фанаты СССР заверяют, что всем рабочим давали квартиры. Сама по себе Катя была очень скромной и разительно отличалась от своей подруги Людмилы. У той взгляды на жизнь были совсем другими. Она считала, что необходимо удачно выйти замуж, чтобы зажить в столице беспечно и красиво.
Что тогда входило в понятие удачного устройства в жизни
На Люду особое впечатление производило наличие автомобиля, статус человека, его профессия и положение в обществе. Она всем представлялась профессорской дочкой и Катю втянула во вранье.
Кстати, сам автомобиль, представленный в кино, был всего лишь старым "Москвичом", но и сидя в нем, Людмила чувствовала себя королевой.
Дача также входила в список признаков, что человек хорошо устроился в жизни. Но если посмотреть, что собой представляли дачи того времени, становится просто смешно.
Участок с будкой
На кинокадрах хорошо видно, что представляла собой советская дача - гордость горожан. Участок государством предоставлялся простым смертным не больше 6 соток. На нем разрешалось построить только будку, иначе это сооружение не назовешь. О добротном доме или даже установлении отопления и удобств нельзя даже было мечтать - это роскошь. Достаточно крыши над головой, чтобы спрятаться от дождя.
Если присмотреться, из каких материалов построен дачный домик, то становится понятно, что сколочен он буквально из мусора и досок разных цветов.
"Равенство народа"
Сцена в общаге. Девушки стирают вручную на стиральной доске и обсуждают момент переезда в элитную квартиру на время, пока родственники Кати уезжают на отдых. В этом кадре явно подчеркивается тот тяжелый быт, который был присущ всем советским общежитиям. В эти годы в Америке, например, в таких же жилищах давно были общие стиральные машины в подвалах и пылесосы на каждом этаже.
Тут же в следующем кадре перед зрителями дом, в котором живут советские граждане немного "не равнее других". Многоэтажка в центре столицы с шикарной лепниной и просторным холлом.
Что любопытно, эта постройка чем-то напоминала те дома, которые строились в России еще в начале века. Тогда при царе жили там интеллигентные слои общества: врачи, учителя, ученые. В советское время такие квартиры могли получить только люди из высшей номенклатуры.
Высотка изнутри
Войдя внутрь, девушки открыли рот от изумления. Роскошные мраморные стены с мозаикой, гранитный пол, лепной потолок и идеальная чистота. На страже сидит бабушка, скорее всего, тоже из бывших высших чинов и следит за порядком, чтобы какой-нибудь простой советский человек не проник в жилище партийной элиты. Так жили всего 5 % великой могущественной страны.
Подобную шикарную квартиру простые зрители могли видеть только в кино. Такое жилье выдавали великим ученым, партийным работникам высших чинов или знаменитым писателям. В таких-то шикарных кабинетах сидели советские писатели и сочиняли небылицы, как плохо живется пролетариату на "загнивающем западе".
Сцена застолья, когда к девушкам пришли гости, происходит в большой гостиной, как положено в приличных семьях. Рядом резной буфет, антикварные вещи.
Совковое жилье
Далее сцена, где Катя приходит знакомится с семьей своего парня Рудика. Обычная советская проходная двушка, где не разгуляешься. Теснота и беднота. Рудик живет с занудливой мамой и маленьким братом.
Далее по сюжету Катерина узнает, что беременна, их вранье раскрывается, и она остается одна на руках с маленьким ребенком. Новое жилище ее также не блещет удобствами. Вечные пеленки, корыто со стиркой и теснота. Таким было бесплатное советское жилье, в котором люди порой проводили всю свою жизнь.
Вторая часть картины
Здесь задумано автором показать, чего добилась в жизни советская женщина, как она стала уважаемым в обществе человеком, и как на ее жизненном пути появился именно тот мужчина.
Смотря на картину в то время, безусловно, все казалось просто идеальным. О другой жизни люди тогда и не мечтали, их устраивал советский быт. Но, если сравнивать с настоящим, приходишь в ступор. Как женщина - директор завода жила в таких условиях. Тогда, видно, это считалось просто шиком.
Вторая часть начинается с бытовых мелочей. Утро, подъем на работу. Взрослая дочь. Какое счастье, у Кати есть собственная картина. Если оценить с современной точки зрения - жалкая двушка. Женщина спит на раскладном диване, у нее даже нет собственной спальни. И это директор огромного предприятия. Вот это жизненный успех.
Кухня в квартире маленькая, убогая. Из бытовой техники на ней только газовая плита. В то же время в Германии, например, у простого населения кухни были под завязку оборудованы всякой техникой. Конечно же, высшие чины тащили все себе из-за границы, им можно было все.
Поход в магазин
Примечательна сцена, когда независимая и сильная женщина Екатерина отправляется за покупками в магазин. В фильме для съемок выбрали типичный совковый универмаг. На полках видны только банки, консервы. Где мясо, фрукты? Этого достать было просто невозможно. В следующей сцене продавец выкатывает тележку с какой-то колбасой. Все покупатели налетели на нее словно стая ворон, расхватали все, не глядя, и только потом уже стали читать, что же им посчастливилось урвать. Обычная сцена во времена советского дефицита.
Встреча с судьбой
Далее в фильме Катя вновь побывала на даче у своих знакомых. По прошествии 20 лет там ничего не изменилось в лучшую сторону, а даже, наоборот. Домик еще больше обветшал, весь участок неухоженный, порос бурьяном.
В электричке женщина знакомится с мужчиной. Позже он представился, что зовут его Гоша. Через какое-то время он оказался в гостях у Кати и даже присвистнул, разглядывая ее "хоромы". Тесная, маленькая, но отдельная двушка в то время для любого советского человека казалась дворцом.
Где жил сам Гоша
По сюжету влюбленные ссорятся, и Гоша пропадает на долгое время. Друзья помогают Кате его найти. Товарищ, которого зовут Николай, узнал адрес Гоши и отправился к нему домой.
Что предстает перед зрителем? Обычная совковая коммуналка, в подобных проживали тысячи людей. В то время даже в голову никому не пришло, что такое жилье требует осуждения. Комната Гоши захламлена, горы книг (может режиссер хотел подчеркнуть ум советского человека), никакого ремонта, стол посреди комнаты, заставленный бутылками и одна сухая рыбина на закуску. Пьяный Гоша жалуется на судьбу-злодейку. Такой вот портрет настоящего советского мужика.
История заканчивается, конечно же, радужно. Влюбленные помирились и вместе зажили счастливой советской жизнью, не помышляя о том, что в жизни есть где-то более шикарные условия существования.
Никто не спорит, что фильм прекрасный, и многие смотрят его с чувством ностальгии по ушедшим временам. Но, скорее всего, новое поколение многого не поймет, что же было хорошего в то советское время, если декорации к этому фильму были столь нищенскими. А что вы думаете по этом поводу, дорогие читатели?
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
И да. Квартиры давали рабочим. Не сразу, а через 10 лет, когда человек получал правона московскую регистрацию. А вот с переходом на должность директор квартиры были не положены. Потому «такие жуткие условия».
Это Вам не сейчас у директора Почты России квартира 100 миллионов.
Иначе квартиры было не видать.