21 июня Виктор Цой отметил бы юбилей — он родился 60 лет назад. Казалось бы, со дня его смерти прошло более тридцати лет, он погиб совсем молодым, но успел стать символом эпохи. Песни Виктора Цоя вовсе не были какими-то гимнами, призывающими к бунту, но мощное восприятие фанатов сделало их такими. Однако он был не только поэтом и певцом.
Удивительно, но подавляющее большинство сыгранных в кино ролей Виктора Цоя — это камео. Он играл сам себя, так что по сути дела вовсе не играл, а жил. Чтобы примкнуть к духу той эпохи, можно пересмотреть все фильмы с Цоем и про Цоя.
"Йя-Хха"
Первая учебная работа Рашида Нугманова — того самого, что потом снимет фильм «Игла». Материалов в «Йя-Хха» было отснято на несколько часов, с трудом удалось впихнуть все в полчаса, хотя ВГИК требовал ограничиться десятью минутами.
Для Цоя этот фильм тоже стал кинодебютом, это его первое появление на экране. Вместе с другими ленинградскими музыкантами он составлял картину творческой мысли на тот момент. Шел 1986 год, и еще не была написана песня «Перемен».
"Конец каникул"
В этом же, 1986 году была снята еще одна дипломная режиссерская работа, на этот раз Сергея Лысенко. Фильм снимался в Киеве и был полностью посвящен группе «Кино». Лысенко увязал четыре песни Цоя одной общей идеей, сюжетной линией и на этом построил фильм.
Сам Цой считал этот фильм самым неудачным в своей карьере, а защита диплома так и вовсе провалилась. Пленку не уничтожили только чудом: Лысенко сумел выкрасть ее и спрятать. Примечательно, что песни, которые звучали в фильме, вошли потом в альбомы измененными, а «Раньше в твоих глазах отражались костры» вообще сохранилась исключительно в фильме.
"Рок"
Режиссер Алексей Учитель многое сделал для становления советского рока в восьмидесятых, и вполне логично, что именно он снял документальный фильм о советских рокерах.
Виктора Цоя тут можно увидеть на его официальном месте работы. Как и многие рок-музыканты Ленинграда, он работал кочегаром в котельной «Камчатка». Драгоценные съемки квартирников, где Цой и Башлачев вместе выступали, — это жемчужины документального кино.
"Асса"
Культовый фильм Сергея Соловьева «Асса» снимался всего два месяца, а потом еще восемь месяцев режиссер потратил, чтобы обеспечить его выход на экраны. В фильме много отсылок, аллюзий и очень гармонично подобран закадровый саундтрек. По большому счету, в сюжет отражен весь советский рок восьмидесятых.
Администратор, нудно зачитывающая правила выступления артистов, стала символом того времени, когда запрещать и регламентировать старались буквально все, включая творчество. После этого фильма песня «Перемен» просто разорвала мир музыки на до и после.
"Игла"
Первая и единственная роль Виктора Цоя, где он играл не себя, а персонажа. Рашид Нугманов снял картину, в которой парень по имени Моро помогает своей девушке пережить длинный и болезненный процесс борьбы с зависимостью.
Виктор Цой был признан лучшим актером 1989 года именно за роль в «Игле». На том месте, где Моро получает ножевое ранение в конце фильма, сейчас установлен памятник Цою.
"Город"
Фильм с непростой судьбой — «Город» отснят в двух вариантах. Как дипломная работа на 40 минут и как полнометражный самостоятельный фильм. И в первой версии главную роль сыграл Виктор Цой, но найти сейчас копию и посмотреть практически нереально. В Сети можно найти отрывки из первого варианта картины, за что большое спасибо создателям фильма.
Изначально главная роль писалась под Александра Башлачева, но он скончался буквально в день старта съемок. Тогда роль с легкой руки Бориса Гребенщикова предложили Цою, и это не камео. Для выхода на большой экран фильм следовало переснять, и всего через два года, к 1990-му, сценарий был готов, но Виктор Цой скончался в автокатастрофе. В киноверсии роль отошла Юрию Шевчуку.
"Секс и перестройка"
Начало девяностых — это расцвет бунтарства. Кинематограф не исключение. Французский фильм «Секс и перестройка» — это эротическая комедия, снятая в стиле псевдодокументалистики. По сюжету некая съемочная группа приезжает в Москву и ищет там девушек на роли в эротических фильмах. На самом деле этот фильм — настоящее кинематографическое хулиганство, снятое со всеми оттенками французской иронии. У создателей провалились съемки «Эммануэль-7», и из отснятого была смонтирована эта лента.
Среди всех самых ярких признаков эпохи, таких как первый «Макдональдс» в Москве и нешуточная опасность оказаться ограбленным на улице из-за импортных джинсов, были и эпизоды с концертом группы «Кино». В фильме прозвучали песни Цоя «Фильмы» и «Закрой за мной дверь, я ухожу». Несмотря на достаточно посредственное качество картины, она стала отражением перестроечного Советского Союза, где воля к свободе удивительно перемешивалась со всеми оттенками анархии.
"Последний герой"
Алексей Учитель снял фильм «Последний герой» после гибели Виктора Цоя — картина посвящена ему полностью. Изначально режиссер отказывался снимать этот фильм, хотя предложения поступали почти сразу после смерти певца, и попытался передать эту честь Рашиду Нугманову, обеспечив ему доступ ко всем материалам, отснятым за время работы с Цоем. Однако Нугманов отказался, и Учитель взялся за съемки сам.
"Лето"
Этот фильм заслуживает отдельного упоминания. В нем не снимался Цой, поскольку картина вышла в 2018 году. В роли Виктора снялся Тео Ю — актер корейского происхождения из Германии. По большому счету, это фильм-биография, но не конкретно Виктора Цоя, а всей ленинградской андеграунд-тусовки. Хотя Цою уделяется огромное количество экранного времени, и поклонникам будет полезно оценить, насколько актер справился с таким сложным образом. Фильм был представлен на кинофестивале в Каннах 2018 года и даже получил почетный приз за лучший саундтрек.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание