Йеллоустон - ерунда? Почему ученые заговорили о кальдерах после проснувшегося вулкана на Гавайях

Риск извержения супервулканов считается одной из главных угроз для человечества. В мире известно всего несколько таких образований, в каждом из которых извержения происходят крайне редко. Однако если подобное событие все же случается, то на Земле наступает апокалипсис.

Особенности супервулканов

Супервулканы – это гигантские геологические формации, которые можно увидеть только из космоса. В отличие от обычных вулканических гор, они представляют собой подобие огромного кратера, который называют кальдерой. Из-за взрыва и выброса в атмосферу колоссального количества земного вещества поверхность начинает проседать, что и приводит к появлению кальдеры. Площадь таких образований может превышать площадь Москвы!

Огромная энергия подобных извержений связана с тем, что под плотной толщей пород накапливается огромный объем раскаленной магмы из так называемого плюма, давление которой постепенно растет, а когда становится больше сопротивления земной коры, происходит мощный взрыв. Его мощность настолько велика, что грохот слышен по всей планете!

Мощность извержений супервулканов на порядок больше, чем обычных (более 1000 км3 выброшенного вещества). Для сравнения: парализовавший полеты самолетов в 2010 году исландский вулкан Эйяфьядлайекюдль выбросил всего 0,25 км3. Известное своими разрушительными последствиями и жертвами извержение Везувия в 79 году н. э. дало 3 км3 материала. Заметно охладивший глобальный климат вулкан Пинатубо в 1991 году выплюнул 10 км3. Мощнейший вулкан Кракатау в 1883 году дал 12 км3, а вулкан Тамбора в 1815 году – целых 150–180 км3.

Последнее извержение супервулкана произошло на о. Северном в Новой Зеландии, когда было выброшено 1170 км3. Еще более мощным было извержение вулкана Тоба на севере о. Суматры 75 тысяч лет назад. Тогда выделилось 2800 км3, что привело к появлению слоев с повышенным содержанием серы по всей планете. Вулканическая зима продолжалась от 6 до 10 лет. Есть предположение, что это извержение едва не уничтожило зачатки человеческой цивилизации.

Почему все внимание сейчас обращено к Йеллоустону

Среди вероятных кандидатов на следующее суперизвержение Йеллоустонский супервулкан находится на первом месте. В далеком прошлом мощность его извержений достигала 2500 км3, и сейчас ученые предполагают, что он может извергнуться снова. Об этом свидетельствуют процессы, происходящие в земной коре под расположенным там национальным парком, в частности поземные толчки. Всего же на планете обнаружено около 20 супервулканов, как активных, так и неактивных.

Как было установлено, Йеллоустонское плато поднимается на 1,5 см в год, что свидетельствует о возрастании давления магмы. Пик подъема приходился на 2004–2008 годы (свыше 7 см в год). Другие же супервулканы пока находятся, так сказать, на отдыхе, и ждать от них взрывных извержений сейчас не стоит.

У кальдеры Йеллоустона установлено множество наблюдательных станций, позволяющих отслеживать активность процессов, происходящих в земных недрах. Однако делать прогнозы пока никто не берется. А чтобы лишний раз не нервировать население, часть информации вообще засекречивается. Можно предположить, что даже если ученые сделают прогноз об извержении (скажем, через 50 лет), публиковать его в СМИ запретят, ведь это может вызвать панику и массовый отток населения не только из района Йеллоустона, но и вообще из США, и может привести к резкому снижению производительности труда и качества жизни населения.

Науке известно 3 гигантских извержения Йеллоустона: 2,1 млн, 1,3 млн и 640 тыс. лет назад.

Уровень опасности

Как недавно сообщили ученые из НАСА, извержение супервулкана - потенциально более опасный фактор риска для человечества, чем удар астероида. Во-первых, риск таких извержений гораздо более высок, во-вторых, ученые пока не могут их прогнозировать, а в-третьих, мы не знаем, как предотвращать подобные извержения. Как говорят ученые, в ближайшие 100 лет связанной с астероидами глобальной катастрофы почти точно не будет, а вот за вулканы никто ручаться не может.

В период исторического прошлого человечество еще не сталкивалось с мегаизвержениями. А за период последних 2,5 млрд лет достоверно известно только о 15 случаях, хотя не ясно, сколько их было на самом деле.

Что произойдет, если взорвется Йеллоустон

Последствия сильнейшего извержения будут катастрофическими. Первыми пострадают США, территория которых быстро покроется слоем едкого пепла, будет трудно дышать, а выпадение разбавленной серной кислоты отравит почву. Пепел и кислота уничтожат весь урожай. Попадание огромного количества вещества высоко в стратосферу вызовет снижение притока солнечного света к земной поверхности и разрушение озона. В результате произойдет резкое похолодание, которое может привести к временному ледниковому периоду. Многое будет зависеть и от состава вулканических газов: если в них будет много серы, то к холоду присоединятся тотальные кислотные дожди, которые нанесут урон растительному покрову по всей планете.

Худшим и самым очевидным последствием извержения станет массовый голод, обусловленный падением урожаев и запасов продовольствия. Дефицит солнечного света и холод замедлят фотосинтез, а пепел и кислота будут оказывать прямое негативное воздействие на растения. К тому же в атмосфере могут оказаться и другие токсические вещества.

Что будет с человечеством

Как следует из подсчетов ООН, запасов продовольствия людям хватит лишь на 74 дня (данные на 2012 год). Сейчас, с учетом быстрого роста мировых цен на продовольствие они могут быть и меньше. И чем больше будет численность населения Земли, тем страшнее будут последствия деятельности супервулкана для человечества. Важное значение для снижения катастрофичности последствий будет иметь то, насколько разовьются к моменту извержения альтернативные технологии получения энергии (ВИЭ, ядерная, термоядерная). Если же люди, спасаясь от холода, сделают ставку на ископаемое топливо и биомассу, то в сочетании с выброшенными вулканом парниковыми газами возникнет сильный парниковый эффект, который придет на смену ядерной зиме. Однако уже имеющийся парниковый эффект, возможно, сделает вулканическую зиму не такой суровой.

Что еще вызывает опасения

Согласно некоторым предположениям, взрыв Йеллоустона вызовет цепную реакцию, разбудив все активные вулканы планеты, что приведет к еще большему апокалипсису. И хотя это не выглядит уж очень правдоподобным, 2 бушующих вулкана (на Канарах и недавно проснувшийся гигант на Гавайях), а также ухудшение сейсмической ситуации в районе Йеллоустона, может свидетельствовать о взаимосвязи вулканов.

Известные супервулканы

Всего известно несколько активных супервулканов:

• Вулкан Тоба на о. Суматра с глубиной кальдеры 0,5 км, размером 90 на 25 км. На дне располагается самое большое в мире вулканическое озеро. Последний раз извергался 74 тыс. лет назад, и это было самое мощное за последние 20 млн лет извержение.
  • Вулкан Таупо на Северном острове Новой Зеландии. Извергался 26 500 лет назад. А в 200 г. н. э. выплеснул огромное количество лавы.
  • Вулкан Айра на о. Кюсю. Взорвался 22 тыс. лет назад. Теперь на его месте образовался молодой действующий вулкан и город с населением 0,5 млн человек.
  • Вулкан Валлес в США с размером кальдеры 22 км. Возраст составляет свыше 1,5 млн лет, а последнее извержение произошло еще в эпоху плейстоцена.
  • Камчатский супервулкан (кальдера Карымшина), был обнаружен совсем недавно. Размер кальдеры – 35 км. Последнее извержение было давно – 1,5 млн лет назад.
  • Йеллоустонский супервулкан. Считается самым активным и потенциально опасным, особенно для США. Ученые считают, что он еще не созрел для извержения, но в любом случае следующее суперизвержение на Земле наверняка будет связано именно с ним.

Москва тоже на вулкане

Интересно, что, как оказалось, Москва тоже лежит в гигантской кальдере, однако это давно умерший супервулкан, не извергавшийся сотни миллионов лет. Этот вулкан является одним из серии 4 древних гигавулканов, расположенных в виде цепочки. В ней он второй по размеру и третий по расположению с юго-востока.

А вы считаете риск извержения супервулкана серьезной угрозой 21-го века?
Вот оно как:Москва не только порт 5 морей...Вот Собянину и поле деятельности:устранить вулканическую угрозу...А какой бюджет под это можно слепить...!))
неважно кто как считает,если предотвратить,или даже указать дату невозможно.Подготовиться к этому также невозможно, следовательно правильно будет просто игнорировать такую возможность.