Детей нельзя баловать - так твердили родителям буквально до недавнего времени. И многие мамы-папы в XX веке свято верили в это, скупясь на похвалу детей и ласку. Сегодня же родители своим отпрыскам позволяют почти все, даже шлепнуть по мягкому месту детей официально нельзя - если сведения о физических наказаниях дойдут до органов опеки, эти поступки могут иметь плохие последствия.
Семейная жизнь лучше статуса разведенки
Анциферова Таисия Петровна (имена и фамилии изменены) была женщиной правильной до мозга костей. Замуж она вышла всего один раз и девственницей. Несмотря на то, что муж стал со временем периодически терять работу по всем известной причине и месяцами лежать дома на диване, Анциферова с ним не разводилась.
Ведь в ЗАГСе было ясно сказано: "И в горе, и в радости, пока смерть не разлучит вас". И Таисия, сцепив зубы, тащила свой крест. Работала за двоих, обеспечивая едой и одеждой всю семью. А семья была немалой: старенькая мать мужа да четверо детей. Пенсия у свекрови - бывшей колхозницы - была невелика, то ли 20, то ли 18 рублей. Напомню: время было еще до развала Советского Союза.
Строгость – самое главное правило жизни
Была Анциферова женщиной сильной, властной. Требовала от окружающих, и от собственных детей в том числе, беспрекословного выполнения ее приказов. За непослушание наказывала, не гнушаясь иной раз отходить виновного тапком или мокрым полотенцем. Девчат и вовсе больно дергала за косы даже за поправки в тетрадках.
Доставалось и мужу. Тот, будучи от природы человеком слабохарактерным, сносил и оскорбления, и рукоприкладство жены молча. Да и не в правилах его было сражаться с женщиной. От разбушевавшейся супруги он старался укрыться под одеялом или в ванной.
Воспитание – дело серьезное
Дети у Таисии были тихие, послушные. Домашним хозяйством она давно уже не занималась, только контролировала выполнение заданий своими отпрысками. Они чистили и жарили картошку, варили супы, мыли полы и посуду, стирали и гладили белье.
Вот так росли дети Анциферовы. Изо всех стараясь угодить матери, они частенько попадали впросак - не хватало жизненного опыта, навыков. Поэтому вместо похвал почти постоянно получали нарекания и ругань. Анциферова хотела, чтобы ее дети были идеальными во всем, и добивалась этого теми средствами, которые считала самыми действенными.
Ремонт своими руками
Был даже такой случай. Однажды, когда в их квартире ремонт был в самом разгаре, пришла телеграмма от матери Анциферовой из другого города, что туда приезжает сестра Таисии - та жила где-то очень далеко.
Сначала планировалась общая встреча в доме матери, а потом сестра хотела навестить Анциферовых. Муж с женой собрались и поехали.
Перед отъездом мать дала детям указание:
- Так, в зале стены побелены, вам только провести филенку. Галька, ты! А вы, - она ткнула пальцем в Машку и Валерку - побелите детскую. Тут вот побелка, нужно сделать оранжевый цвет. Вот красный колор и желтый - выльете и перемешаете. Дурак сможет. Полы отмоете, мусор вынесете. В кухне красить пока не будем. Просто стены отмыть нужно и подоконники. Все. Завтра вечером ждите. И да! Приготовьте что-нибудь перекусить горяченького. Картошки пожарьте хотя бы. Побольше! Нинка картошку жареную любит. А огурцы соленые у меня есть к ней. И капустка...
Задания не получил только трехлетний Санька. Ему по малолетству таких серьезных дел еще не поручали.
«Побелили называется…»
Филенку Галька провела. Правда, пришлось двигать вдоль стены тяжеленный книжный шкаф, выложив предварительно из него книги. Галька забиралась на него и тогда уж рисовала по линейке филенку.
Машка с Валеркой помудрили-помудрили над побелкой, размешивая в ведре красный и желтый колор, посчитали, что достаточно уделили процессу внимания и побелили стены в детской. Оказалось, они поторопились. Вместо однородного тона то там, то тут проблескивали ярко-красные и желтые полоски. Но исправлять было уже поздно: побелка закончилась, как и колор, кстати.
Моля Бога, чтобы мать ничего не заметила (не заметит она, как же!), расстроенные дети отмывали заляпанные полы, оттирали стены в кухне и подоконники.
Родители, приехавшие на следующий день вместе с тетей Ниной, сделали вид, что не удивлены преобразившейся квартирой. Как будто бы так у них всегда и было, от чего уехали, к тому и приехали.
Зато после проводов сестры дети огребли по полной... Анциферова орала на них, тыча носом в полосы на стенах. Досталось даже Гальке, хотя филенка легла вполне себе ровно. Но вот пока двигали всем скопом шкаф, надрываясь и кряхтя, ребятня не заметила, что одна ножка слегка подкосилась...
Приглашение на юбилей
... Время шло. По очереди дети вырастали, покидая родительское гнездо. Оставаться жить рядом с матерью не желал никто - каждый старался найти себе место подальше. Вот уже остался с Анциферовыми-старшими только Санька. Да и тот планировал поскорее закончить восьмилетку и укатить куда-нибудь на стройку, например, на БАМ. Говорят, там можно и специальность получить, и деньжат заработать. Да еще и подъемные дают не хилые в самом начале трудовой деятельности.
На свое пятидесятилетие Таисия Петровна решила собрать всю семью за одним столом. Дети получили приглашения телеграммами. Таисия Петровна, раскрасневшаяся от удовольствия и радости встреч с детьми, по которым она, конечно же, скучала, наконец, закончила хлопотать и уселась во главе стола. Она приготовилась получать почести.
Подарок матери
Дети заранее сложились и купили матери золотое обручальное кольцо. Таисия давно мечтала о нем, поскольку замуж выходила в трудные послевоенные годы - не до золотых колец тогда было. Да и детей растить было нелегко в материальном плане. Снова мечта отодвигалась на задний план. И вот теперь только она получила от детей желанный подарок.
Впервые за все свои жизни дети увидели на глазах матери слезы... Это были слезы счастья и радости, умиления и удовольствия.
- Дорогие мои! Спасибо вам за подарок! И с размером угадали как!
- Это Сашка все, мы ему поручили мерку снять с тебя, - засмеялась Галька.
- Это когда же? - удивилась мать.
- А... Я тогда тебя попросил веревочку на палец намотать, помнишь? Типа, нужно для опыта по физике. Ты еще кулаком мне картонку пробивала...
- Ну, ты и хитрец! Я тогда даже ничего и не заподозрила, - счастливо смеялась Таисия, обнимая тех детей, которые были всего ближе к ней. - Я вот сейчас хочу сказать... Правильно я детей своих воспитала! Хотя и в строгости растила, но правильно!
Честные слова сына
И Анциферова гордо подняла подбородок, ожидая привычной поддержки. Но сегодня что-то пошло не так...
- Ну, я бы так не сказал, мать... Что ты правильно воспитывала детей, - осторожно, но твердо возразил Валерка. - Результат ведь можно достичь разными способами. Твой был не лучшим.
- Как? - Анциферова была ошарашена. Она хотела добавить свое излюбленное "Поспорь тут мне!", но осеклась. Перед ней сидел не забитый и запуганный школьник, а главный инженер завода.
- Да вот так. Я ж до 10 лет считал, что существует только два вида воды: огненная и холодная. Пока с отцом в баню не пошел... Оказалось, что мыться можно приятной теплой водой и даже получать от этого наслаждение. И чай можно разбавлять холодной водой или ждать, когда он остынет, а не глотать кипяток. А еще можно смотреть телевизор лежа... И в выходные вставать в 10 часов, а не по режиму... Мама, я долго учился жить с удовольствием, получать от нее удовольствие и дарить другим удовольствие. А ты... Ты давила нас постоянно! Мы жили в вечном страхе, что окажемся снова не идеальными, не лучше всех.
Обида матери
- Вот даже как... Ну, спасибо тебе, сынок... А я думала, ты приехал, чтобы поблагодарить мать за то, что вырастила, воспитала, что благодаря мне ты высот таких достиг...
- Да благодарю я, благодарю... Только вот детства у нас не было, понимаешь? Не хотел говорить, но наболело...
Валерка резко встал и вышел из комнаты, судорожно доставая из кармана пачку сигарет. Анциферова хотела заругать его, возмутиться, что сын начал курить, но потом как-то обмякла...
Праздник прошел довольно уныло. Никто не хотел больше говорить тостов. Потом "дети" ушли в свою комнату, "взрослые" снова остались одни.
Анциферова слышала, как из детской то и дело доносились взрывы хохота, потом кто-нибудь вполголоса видимо рассказывал что-то о себе, а все молча слушали... Потом снова хохотали...
Ей очень хотелось побыть там, рядом со своими детьми. Но она понимала, что зайди она к ним в комнату, веселье их сразу же прекратится...
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание