Многие великие философы оставили глубокий след в истории человечества. Они разработали уникальные оригинальные концепции, которые до сих пор находят отклик в сердцах многих людей. Данные теории помогают нам познать сущность бытия, осознать, как устроен мир и каким законами подчиняется жизнь.
Некоторые теории канули в лету, забылись. В то время как другие сохранили актуальность на долгие века и тысячелетия. В них мы до сих пор видим смысл и логику. Рассмотрим несколько таких уникальных философских теорий.
Теория Лао-цзы
Этот великий мыслитель является одной из самых авторитетных фигур Поднебесной. После себя он оставил богатое творческое наследие. В частности, этот философ придерживался мнения о том, что человеку не нужно смешиваться в естественный ход событий. Он призывал занимать пассивную позицию, смиряться перед тем, что происходит, реагировать на все спокойно и без лишних эмоций. До сих пор многие буддисты и представители восточных культур придерживаются такого же принципа.
Мистика чисел пифагорейцев
Математика рассматривалась представителями данного древнего сообщества как некий сакральный и священный элемент. По их мнению, все в нашей жизни, природе, судьбе и т. д. подчинено числам. Отчасти с пифагорейцами согласятся нумерологи и, возможно, астрологи. Действительно, можно провести определенные параллели с числами и теми или иными жизненными событиями.
Метафизическая теория Спинозы
Мы привыкли полагать, что душа есть в человеке. А вот Бенедикт Спиноза придерживался несколько иного мнения на счет. Он видел Божественное во всем, что нас окружает: в частности, в природе. По мнению философа, душа есть везде и все это в совокупности образовывает Божественное. Такая мистическая теория с религиозным уклоном сегодня находит отклик в сердцах многих людей. Например, спросите любого садовода — и он скажет, что в каждом растении есть душа и что с деревьями и цветами можно разговаривать (они реагируют на слова).
Теория о раздвоении знаний Юма
Есть много рассуждение и споров на тему того, что является приоритетным: знания или опыт. Так вот философ Дэвид Юм придерживался мнения о том, что первостепенным является опыт. Он считался, что именно опыт является основой для получения знаний. А вот размышления в изоляции философ не считал достоверными и полезными.
Он презентовал теорию раздвоения вех знаний. Первая категория — это доказательные утверждения. Например, что Земля круглая. Вы не можете это проверить, но знаете, что так и есть. И вторая категория — это знания, полученные путем накопленного опыта. По мнению философа, такие виды знаний не нужно смешивать. Следует отделять одно от другого.
Теория «доброго дикаря» Руссо
Сегодня многие вспоминают и ссылаются на данную теорию Жана-Жак Руссо. Суть ее заключается в том, что с развитием цивилизации усложняются отношения между людьми. Вместо человечности приходят торгово-рыночные отношения. Человек рассматривается только как ресурс: причем, который необходим для служения якобы общему благу. Философ считал, что несоциализированные люди вели бы себя более этично, нежели те, которые уже испорчены благами цивилизации.
Сегодня немало людей поддерживают подобную идею и соглашаются с тем, что развитие цивилизации может приводить к регрессу, как бы парадоксально то не звучало.
Теория справедливого воспитания Мэри Уолстонкрафт
Мэри Уолстонкрафт жила в восемнадцатом веке, когда еще никто не слышал и не знал о равноправии полов и феминизме. Тогда люди были убеждены в том, что мужчины и женщины ведут себя по-разному, поскольку у них разные особенности и задатки от природы. Потому существовала система образования отдельно для мальчиков и для девочек.
А вот Мэри Уолстонкрафт не была согласна с такой точкой зрения. Своей теорией справедливого воспитания она произвела настоящую революцию. Мэри Уолстонкрафт посчитала, что никакой дискриминации по гендерному признаку не должно быть, что все заслуживают и имеют права на равное обращение без дискриминации. Кстати, нельзя не отметить, что девочкам в то время действительно давали меньше знаний, чем мальчикам, ведь предполагалось, что женщина все равно будет сидеть дома и воспитывать детей. Потому зачем ей быть такой уж образованной?
Прагматическая теория Уильяма Джеймса
Вообще этот философ является одним из родоначальников психологии. Он впервые вывел причинно-следственные связи: обратил внимание, что наше сегодняшнее зависит от вчерашних действий. Он увидел прямую связь между убеждениями человека, его мышлением и судьбой. То есть то, что мы верим, то в итоге получаем и с тем же и сталкиваемся. Поэтому следует контролировать свои мысли и чувства, и помнить о том, что наши убеждения могут привести нас как к благополучию, так и к гибели.
«Душа в теле» Рене Декарта
По мнению этого философа, наша реальность состоит из двух элементов. Он считал, что каждый человек состоит из физической оболочки (то есть тела), и души. Причем, душа управляет подсознанием. Сегодня многие из нас считают, что так оно и есть, и что в принципе речь идет об очевидных вещах. Однако во времена Декарта такая теория казалась людям несколько странной.
Теория вечного возвращения Ницше
Что бы вы ответили, если бы вас спросили о том, к какой жизни нужно стремиться? А вот Фридрих Ницше нашел ответ на данный вопрос. Он посчитал, что стремиться нужно к такой жизни, которую бы хотелось проживать снова и снова, еще много-много раз. Нужно наполнять ее теми эпизодами, которые бы хотелось вновь пережить. Нельзя не согласиться с такой теорией вечного возвращения.
Теория идей Платона
Этот философ оказал невероятное влияние на формирование западной культуры в целом. И то несмотря на то, что он жил задолго до ее появления. В свое время Платон презентовал теорию идей, которая была не слишком радушно встречена и принята его современниками. По мнению философа, реальность присутствует независимо от нашего мировоззрения, мыслей и чувств. Она существует параллельно, и неважно, что с нами происходит, какими событиями насыщена наша жизнь. Он считал, что то, что есть в реальности — это и есть совершенные идеи. А вот то, как мы их интерпретируем, воспринимаем — не более, чем просто мираж.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание