«Никто не может построить для вас мост, по которому вы, и только вы, должны пересечь реку жизни», - писал молодой Ницше, размышляя о поиске собственного я, и препятствиях на пути к пониманию себя.
Удивительно, что именно этот противоречивый гений, который всю свою жизнь метался между нигилистическим отчаянием и возвышенным, жизнерадостным оптимизмом оказал такое глубокое влияние на философию Германа Гессе – одного из самых уверенных и несокрушимых гуманистов эпохи.
Восточная философия
Герман Гессе (1877–1962) был немецко-швейцарским романистом, поэтом, эссеистом и художником, глубокие философские романы которого вдохновляли и продолжают вдохновлять поколения молодых людей. Его родители были очень религиозны и следовали пиетизму (мистическое направление протестантизма, распространенное в Германии и Скандинавии, но малоизвестное в остальном мире). Они часто вели миссионерскую деятельность в Индии. В результате у Гессе появилась возможность узнать и оценить богатую духовную традицию этой восточной страны.
После трагедии Первой мировой войны западная культура столкнулась с глубоким кризисом потери веры и роста национализма и милитаризма. Немногие из писателей и философов эпохи пришли к выводу, что западу есть чему поучиться у древней культуры востока.
Роман «Сиддхартха»
Гессе написал роман-притчу «Сиддхартха», в котором описывает путь молодого брахмана в поиске Единого – своеобразного внутреннего стержня, который есть у каждого человека, объединяя его духовно со всем миром, помогая найти свое я и принять свое призвание, свою судьбу в этом мире. Этот роман – аллегория. Гессе пытается донести до западной аудитории ценности востока: в каждом человеке есть Бог, а в каждом Боге – человек.
Гессе был обеспокоен доминирующими влияниями модернизма — потерей культурного единства, растущей самоизоляцией человека, непривычного к одиночеству, духовного кризиса постхристианской Европы. Все же он глубоко надеялся, что основные идеи Восточной духовности могут показать альтернативу экзистенциальному отчаянию и воинственному национализму Запада.
Самопознание и «Степной Волк»
Интересы Гессе к самопониманию и духовной самореализации нашли еще более детальное отражение в романе «Степной Волк», который сумел объединить такие абстрактные понятия, как духовность и сверхъестественное с реализмом. В этом романе ярче всего прослеживается влияние психологии Юнга на творчество Гессе.
Наверно из-за этого и другие романы Гессе чаще всего анализируются сквозь линзу Юнговских архетипов. Несмотря на то что такой анализ крайне интересен и актуален, все же он несколько ограничивает понимание работ Гессе, приводя к редукционистскому чтению романов, в которых каждый его персонаж становится односторонним, обладая лишь одним, универсальным предназначением.
Это идет вразрез с основной идеей Гессе – определением ценности человека самим человеком, понимание своей судьбы и роли в мире. В романе «Степной волк» Гессе приходит к выводу, что у человека не двойственная природа. В его характере скрываются не просто человек и волк, а «многосложнейший мир… маленькое звездное небо, хаос форм, ступеней и состояний, наследственности и возможностей».
Одиночество в философии Гессе
Роман «Степной Волк» высоко оценил кардинал Йозеф Ратцингер - позже Папа Римский Бенедикт XVI, потому что он выставляет напоказ и анализирует проблему одинокого, самоизолирующегося современного человека.
У Гессе было свое, глубокое понимание необходимости одиночества и примирения с ним, ведь только приняв одиночество, человек может по-настоящему понять себя. Именно поэтому, по мнению Гессе, человек не должен бояться и бежать от него.
Одиночество – путь, по которому судьба пытается привести человека к самому себе. Одиночество – путь, которого люди боятся больше всего. Без одиночества, нет страдания, без одиночества нет героизма. Но одиночество, о котором я говорю – это не одиночество блаженных поэтов или театралов
В романе «Демиан» Гессе старается пройти по пути самосознания и приходит к следующему выводу:
Нет реальности, кроме той, которую мы носим в себе. Большинство людей потому и живут такой нереальной жизнью, что они принимают за реальность внешние картины, а собственному внутреннему миру не дают и слова сказать.
А вы согласны с выводами Гессе о необходимости одиночества для того, чтобы понять и услышать себя?
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание