Как реагировать, если вас критикуют "объективно". И почему лучше не верить таким суждениям: объяснение

Принято считать, что существует два вида критики: деструктивная и конструктивная. Первая якобы не опирается на факты, ничем не подкреплена и имеет негативный окрас. Вторая же является объективной, аргументированной, поэтому к ней нужно прислушиваться. На самом же деле два этих вида критики — субъективны, и им не стоит доверять.

Через призму своего мышления

Может ли любой человек судить о чем-то объективно? Не совсем. Все, что высказывает каждый индивидуум, уже априори субъективно. Ведь она дает оценку через призму своего мышления и восприятия окружающего мира, исходя из своих вкусов и предпочтений.

Например, в Интернете и в соцсетях сейчас популярен следующий интерактив: пользователи аккаунтов просят дать оценку своим аватарам. Если почитать комментарии людей, то становится понятно одно: каждый опирается исключительно на свой вкус. Ни у кого нет стремления ввести пользователя в заблуждение, поскольку отсутствует личная заинтересованность. Эти люди не являются конкурентами и не преследуют цели кого-то обидеть или обесценить. Тем не менее, возникают споры из-за разности взглядов и вкусов.

Вот почему обратная связь не может быть объективной.

Исключения из правил

Есть те сферы, где практически невозможно услышать конструктивную критику. Например, фэшн-стилист скажет, что вы одеты безвкусно, а вы будете считать иначе. И нет ни правого, ни виноватого: у вас просто разные вкусы. И даже тот факт, что фэшн-эксперт является профессионалом, работая в данной сфере, не значит, что к нему нужно прислушаться. Найдется другой фэшн-эксперт, с которым у вас совпадут вкусы и который одобрит ваш образ.

Поэтому не стоит принимать во внимание критику от кого бы то ни было относительно вашего внешнего вида: цвета волос, выбора одежды и т. д.

Неуместна критика в плане хобби и в личной сфере. Ведь только вы интуитивно знаете, как себя нужно вести с партнером. Это тот случай, когда не здравый смысл, но интуиция и духовная составляющая выходят на первый план. Например, подруга, которая советует вам быть покорной женой, может сильно заблуждаться. Ведь у нее муж авторитарный, и с ним нужно себя покорно вести — и ее саму это устраивает. А у вас партнер, который не приветствует патриархат — и с ним акая стратегия не сработает.

Но есть исключение из правил относительно критики — это учеба и работа в плане фиксации достижений или провалов, ошибок. Если начальство делает вам замечание по поводу систематических опозданий, то это вовсе не субъективная критика. Есть факт: вы опаздываете, и вас просят поработать над собой и искоренить эту привычку. Тогда имеет смысл прислушаться.

Как правильно реагировать на критику, когда она позиционируется как объективная, но на самом деле вы понимаете, что человек высказывает свое субъективное мнение? Примите во внимание следующие рекомендации.

Контролируйте дыхание

Любая критика, даже неагрессивная — это все равно стресс. Организм запускает защитный механизм «бей или беги»: учащается сердцебиение, разум затуманивается и мы попадаем под власть эмоций, не может мыслить рационально. Из-за этого возникает желание ответить критикой на критику.

Не надо этого делать: помните, что конструктивная критика имеет позитивный окрас. Собеседник желает вам добра. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, чтобы прояснить разум и «отключить» защитный механизм организма. Тогда вы будете готовы к содержательному разговору.

Задавайте вопросы

Чтобы не оказаться во власти агрессии, задавайте собеседнику как можно больше наводящих вопросов. Что он имел в виду? Чем обусловлена его критика? Так вы заставите мозг работать в конструктивном ключе и сами убедитесь в том, что на вас никто не нападает: вам хотят помочь из лучших побуждений. Извлеките с помощью вопросов максимум ценной информации для себя.

Возьмите тайм-аут

Допустим, вы видите благие намерения собеседника, но пока не можете принять его точку зрения. В таком случае поблагодарите его за совет и за обратную связь, но скажите, что вам необходимо время на то, чтобы хорошенько обдумать его замечания и предложения.

Учитывайте контекст

Иногда критика, сказанная на эмоциях, воспринимается однозначно негативно. Проанализируйте, каким был тон вашей беседы. Быть может, собеседник был перевозбужден и то, что он сказал вам — это был крик души? Возможно, из-за этого, из-за неправильной формулировки вы восприняли дельный совет в штыки? Обязательно учитывайте контекст ситуации и старайтесь любую критику раскладывать по полочкам: то есть опираться только на факты. Если человек просто назвал вас лентяем или неблагодарным в порыве эмоций, то, конечно, не стоит это воспринимать всерьез или обижаться. С другой стороны, нужно проанализировать, чем руководствовался человек. Если, например, мама, у которой вы постоянно берете деньги, называет вас лентяем, то таким образом она хочет донести до вас необходимость становиться финансово независимым и искать работу.

Отстаивайте свою позицию

Допустим, подруга говорит вам, что это платье "объективно" вас полнит или вообще вам не идет. Или маме не нравится, что вы сделали пирсинг, татуировки и она осуждает вас имидж. В этих ситуациях следует отстаивать свою позицию, если с собеседником у вас противоположные вкусы, и вы прекрасно это видите.

Не проявляйте агрессию. Скажите, что вы цените желание человека помочь вам выглядеть лучше, но подчеркните, что ваш имидж вас устраивает. Напомните собеседнику, что о вкусах не спорят и об объективности в данном случае не речь.

Если мама вам советует, как вести себя с мужем, к примеру, то вы можете также поблагодарить ее за совет, но отметить, что вы сами вправе решать, как вам поступать.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Как вы обычно реагируете на критику?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.