Остановились у кофеварки перекинуться парой фраз с коллегой, а он уже 15 минут сыплет местными сплетнями? Выходили из квартиры и наткнулись на соседку, а она присела на уши с жизненными историями о знакомых и незнакомых? В навыках эффективной коммуникации важно не только уметь начать разговор, но и красиво его закончить. Вот несколько фраз, которые помогут завершить нежелательное общение на позитивной ноте.
Все хорошо в меру
Коммуникация - это не ракетостроение, однако порой кажется, что запустить космический корабль в просторы вселенной намного проще, чем закончить разговор с надоедливым собеседником.
С одной стороны, никто не хочет показаться невоспитанным, прервав разговор на полуслове и, развернувшись, гордо удалиться в закат. С другой, вы не хотите, чтобы беседа затянулась навечно, оставив после себя дурной привкус и разрушив любые надежды на продолжение отношений, неважно, личных или профессиональных.
Прежде, чем говорить об эффективных способах подвести коммуникацию к логическому окончанию, давайте определимся с тем, в каких ситуациях это будет приемлемо.
Надоедливые собеседники
Почему же так важно всегда находиться в контексте ситуации и расставлять границы при общении с людьми?
Я знаю по крайней мере десяток человек, которые при первой же возможности "присядут" мне на уши и будут болтать до наступления ночи, если им только позволить. Уверена, у каждого из нас найдется как минимум парочка таких собеседников.
Каждый раз к концу разговора мы начинаем раздражаться от их назойливости и совершенной невосприимчивости к вербальным и невербальным сигналам. Самое интересное, что никто обычно не причисляет себя к такого рода людям, полагая, что уж он-то - человек крайне тактичный и понимающий. Так ли это на самом деле? Прежде, чем пенять на соседа по лестничной клетке, не умеющего вовремя замолчать и закрыть за собой дверь с обратной стороны, присмотритесь к себе и ответьте на пару вопросов.
Как начался разговор?
Произошло ли это мимоходом, когда ваш коллега или сосед собирался по своим делам, а вы поймали его на полпути и решили разбавить его будни последними сплетнями или же он сам подошел к вам с какой-то просьбой? В любом случае стоит показать человеку, что вы дорожите его временем и не будете занимать его понапрасну. Позвольте разговору естественно завершиться, когда тема обсуждения иссякнет, и разойдитесь.
Где вы находитесь?
Немаловажно и то, где именно происходит коммуникация: если вы столкнулись в супермаркете, то логично, если разговор завершится после пары дежурных фраз. Никому не понравится, когда его отвлекают от личных дел. А вот на вечеринке, куда люди приходят с целью пообщаться и найти парочку новых друзей, можно позволить себе поболтать на отвлеченные темы и узнать собеседника поближе. Конечно, только в том случае, если он не пришел со своей компанией и не порывается уже третий раз за пять минут улизнуть за соседний столик.
Однако даже здесь всегда можно попрощаться элегантно, вскользь бросив фразу, что не хотели бы расставаться и в следующий раз обязательно поговорите подольше.
Впрочем, ни один из способов не может быть универсальным и подходящим к абсолютно любой жизненной ситуации: просто немного поэкспериментируйте, и вы найдете самые удачные с точки зрения этикета слова.
С учетом всего вышесказанного, представляем вам 4 эффективных фразы, которые помогут завершить разговор на позитивной волне и оставить после себя неизгладимое впечатление.
Вариант первый: для партнеров и клиентов
"Мне было очень приятно немного отвлечься и поговорить с вами, но у меня очень плотный график, и я должен бежать, чтобы успеть сделать все запланированное."
Звучит гиперпрофессионально и, вероятнее всего, не сработает с соседом по лестничной клетке или случайным приятелем, на которого вы натолкнулись в курилке торгово-развлекательного центра, однако может быть весьма полезно при разговоре с потенциальным клиентом, партнером или коллегой.
Самое главное - не выдумывать подробностей и не пытаться найти себе какое-то оправдание. Чаще всего такая спонтанная ложь либо легко распознается, либо дает вашему собеседнику лишний повод потрепать языком. Кажется, это немного не то, на что мы рассчитываем?
Многие из нас сталкиваются с такими витиеватыми объяснениями, когда человек хочет положить трубку и заняться своими делами. Вы знаете, что на том конце провода откровенно лгут, и вас так и подмывает дернуть за эта веревочку, чтобы распутать новый клубок разговора. Такая ситуация крайне неприятна для обеих сторон.
Потому представьте, что вы - сотрудник КГБ, которому по статусу не положено распространяться о своей деятельности, и элегантно, но твердо завершите разговор.
Вариант второй: для надоедливых товарищей
"Было здорово увидеться, но я не хочу больше задерживать, поэтому позволю вам вернуться к вашим покупкам. Нам обязательно нужно встретиться и поболтать в другой раз".
В каждом разговоре мы выискиваем малейшие сигналы, которые бы помогли предугадать намерения собеседника. Поэтому, если вы встречаете кого-то, кто вам искренне нравится, было бы неплохо завершить разговор раньше, чем он сделает это сам.
Это отличный способ для людей, которые хотят (или даже не хотят) общаться дальше. Он не накладывает никаких обязательств ни на одного участника конверсации: в конце концов, чтобы договориться о новой встрече, вам обоим придется свериться со своим календарем. И если кто-то не слишком заинтересован в продолжении знакомства, то вы, по крайней мере, разойдетесь плавно и без негатива.
Просто замените "ваши покупки" на любую другую задачу, которой, по вашему предположению, человек занимался до этого, и вы красиво и без лишнего стресса для себя избавитесь от надоедливого товарища.
Вариант третий, с заделом на будущее
"Давайте поговорим позже на этой неделе? У меня есть пара дел, которые нужно завершить к обеду завтрашнего дня".
Еще одна стоп-фраза, которая позволит перевести ваш разговор на запасные рельсы и уйти красиво. Крайне дружелюбная реплика, которая, правда, не поможет избавиться от выпившего ухажера в ночном клубе, но ведь там есть охрана, правда?
Этот вариант полезен не только тем, что выставляет вас в выгодном свете ответственного и занятого человека, но и дает возможность позвонить собеседнику и договориться о следующей встрече, если вы в ней заинтересованы.
Самое главное, не забудьте придумать, какие именно дела отвлекли вас в прошлый раз и насколько успешно они завершились: человек, прерванный на полуслове, обязательно припомнит эту ситуацию.
Вариант четвертый: для людей с общими интересами
"Было здорово столкнуться с тобой, но мне нужно побыстрее добраться до..."
Если собеседник надоел вам здесь и сейчас, но в потенциальном будущем он вам еще пригодится и окончательно разрывать отношения вы не намерены, то используйте этот финишер, подставив вместо многоточия интересы своего партнера.
Например, если он интересуется футболом, сообщите, что отправляетесь посмотреть игру в компании своей семьи или, если он фанатичный семьянин, скажите, что спешите забрать малыша из детского сада.
Это подчеркнет общность интересов и расположит к вам партнера, оставив неизгладимое впечатление. Кроме того, вы действительно сможете встретиться в другой раз в более непринужденной обстановке.
Самое главное в этой стратегии - не сесть в лужу: человек, интересующийся баскетболом, наверняка с точностью до минуты знает расписание всех игр и матчей и потому, ляпнув что-то наобум, вы будете выглядеть, мягко говоря, глупо.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
А для того, чтобы нагрубить и нажить себе очередного недоброжелателя ум вообще не требуется. Хотя бывают случаи, когда нужно говорить как есть.