Загадочная природа вкуса и предпочтений человека всегда привлекала внимание исследователей, гастрономов и поваров. В поисках ключа к успеху в сфере ресторанного бизнеса многие задаются вопросом: возможно ли предугадать популярные блюда следующего года? И если да, то каким образом? Современная наука постоянно открывает новые пути исследования, и одной из самых захватывающих областей стало изучение активности мозга.
Теория
В соответствии с теорией "частичного масштабирования", выделяются определенные нейрокогнитивные процессы, которые есть у небольшой группы человек, и они могут эффективно предсказывать общие предпочтения больших групп, таких как потребители определенного товара в целом. В последние годы в мире были проведены большие исследования в области нейропрогнозирования общего выбора больших групп людей. Как поясняют авторы исследований, основное внимание уделялось именно аффективной обработки информации - прилежащему ядру (вентральному стриатуму), который, среди прочего, отвечает за оценку ожидаемого удовольствия от предметов или событий, наблюдаемых человеком.
Суть исследования
Группа исследователей совместно с ресторанами «Чайхона №1» провела эксперимент, где они изучали мозговую активность людей при выборе блюд в ресторане. После анализа данных было обнаружено, что активность в определенной части мозга дает возможность предсказывать поведение посетителей.
Для этого эксперимента было выбрано 22 человека, которых попросили ничего не есть в течение 3 часов перед началом исследования. Во время эксперимента участники проходили сеанс ФМРТ, во время которого им показывали красивые цветные фотографии 78 блюд с указанием названий и цен.
Участникам предлагалось выбирать или отвергать блюда, зная, что одно из тех, которые они одобрили, будет им предоставлено бесплатно. В течение выбора специалисты анализировали активность центра удовольствия в глубине мозга, который богат на допамин.
После эксперимента ученые сравнили данные о нейронной активности с реальными продажами в ресторанной сети. Было установлено, что всплески активности нейронов в том самом прилежащем ядре имели статистически значимую корреляцию с продажами определенных блюд.
Результаты
Анализ проведенного эксперимента подтвердил возможность прогнозирования годовых продаж ресторанной сети на основе анализа всплесков активности в центре удовольствия. Участники эксперимента проявляли повышенную нейронную активность в исследуемой зоне при просмотре фотографий предпочитаемых ими блюд.
Авторы работы отмечают интенсивное выделение дофамина в правой части центра удовольствия во время эксперимента. Выбор блюд участниками эксперимента имел значительное соответствие с годовыми продажами ресторанной сети, хотя авторы работы указывают на наличие множества факторов, которые могут влиять на подобный выбор и трудно поддаются контролю. Тем не менее, результаты исследования позволяют сделать вывод, что данные изучаемой нейронной активности в таких областях мозга, как вентральный стриатум, у небольшой группы испытуемых могут служить индикатором для прогнозирования потребительского поведения больших масс людей.
Исследователи считают, что полученные результаты могут быть применимы при создании и апробации новых меню в ресторанах.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание