Активная подготовка поставщиков и производителей бытовой электроники к дефициту привела к переизбытку продукции. На фоне сокращения продаж в три раза на момент конца марта российские склады оказались переполнены смартфонами, аксессуарами и другими устройствами, которые сейчас реализуются со скидками до 15-20%.
Тем не менее, у продавцов есть надежда на возвращение интереса к бытовой технике у потребителя уже в ближайшие месяцы.
Падение спроса
Если в прошлом году на рынке электронных устройств наблюдался ажиотаж, то сейчас картина обратная. Из-за нарушенной логистики поставок многие партии товаров начинают приходить в Россию только сейчас. Причем речь идет о крупных объемах поставок, поскольку участники рынка старались перекрыть прогнозируемый на тот момент высокий спрос.
Но к этому фактору добавилась и потеря прежнего интереса к бытовой технике со стороны российских потребителей. В натуральном выражении объемы продаж стали меньше на 30% и это еще не предел падения, который может иметь место в 2023 году.
Кому выгодна ситуация?
Все же не все поставщики и производители отмечают падение продаж техники. Многое зависит и от занимаемой ниши, и от конкретной категории продукции. Так, розничная сеть "Мегафон" фиксирует рост сбыта смартфонов и других гаджетов на те же 30% в сравнении с показателями января этого года. Аналогично и положение у компании Ozon, которая может похвастаться высокими показателями продаж планшетов, смартфонов и носимой электроники.
Связывают выигрышные позиции некоторых операторов и маркетплейсов с тем, что они проводят распродажи до 15–20%.
И конечно, в текущей ситуации выигрывают сами покупатели. Не все, но многие ритейлеры не видят другого выхода, кроме как идти на уступки и снижать цены на продукцию. Товар в любом случае надо как-то реализовывать и цены являются прямым инструментом для решения проблемы.
Особенно эта мера может быть актуальна в контексте общего роста стоимости электроники.
Перспективы рынка
Затоваривание может привести к ситуации, когда товары будут залеживаться месяцами, а продавцы — терять доходы. Спрос даже на ходовой товар не безграничен. В период праздников и ажиотажа прошлого года многие приобрели то, что планировали купить в 2023 году. Теперь же в некоторых сегментах фактор отложенного спроса может содействовать долгосрочной задержке товара на складе.
Ввезенные "с запасом" устройства невыгодны ретейлу, который будет пребывать в условиях спада торговли по крайней мере до конца весны. Согласно прогнозам, дистрибуторов, возобновление роста спроса с большей вероятностью произойдет к началу школьного сезона, ближе к сентябрю. Но первые признаки оживления рынка могут проявиться уже весной.
Кроме логистических проблем и переоценки спроса со стороны импортеров, эксперты отмечают как общий фактор влияния на ситуацию и некоторые изменения покупательских привычек россиян. Отечественный потребитель учится экономить на товарах длительного спроса и более осмысленно подходит к расходам. Например, те же гаджеты и крупная техника теперь будут дольше служить, поскольку россияне чаще стали обращаться в ремонтные мастерские.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание