40 000-летний браслет, найденный в Сибири: ученые не могут объяснить, как древние люди смогли его изготовить

Ученых издавна интересует вопрос происхождения нашего вида. Постоянно ведутся поиски следов древних цивилизаций и их технологий. Иногда археологи находят примитивные вещи, а иногда находки просто удивляют.

В 2008 году палеонтологи объявили о находке удивительного каменного браслета в пещере Денисова, которая находится Алтайском хребте, в Сибири. По словам экспертов, это самое древнее ювелирное изделие из когда-либо найденных. Предлагаем вам окунуться в мир прошлого и узнать о чудесном браслете, который сохранился до наших времен и просуществовал более 40 000 лет.

Кто создатель?

Изготовление украшения принадлежит мастерам древнего народа, больше известного как «денисовцы». Тщательным анализом артефакта было установлено, что его возраст варьируется в пределах от 40 000 до 50 000 лет. Искусность, с которой он был выполнен, в корне меняет наше представление о доисторических предках. Возможно, «денисовцы» были значительно более продвинутыми, чем мы могли себе представить

Техника и инструменты, которые использовались для изготовления украшения, не характерны для той эпохи. Браслет демонстрирует применение станкового бурения и рашпиля, идентичных современным сверлильным инструментам. Камень в изделии был отполирован кожей разного уровня дубления. Эта находка сравнивала с подобными того времени, но ученые не нашли сходства. Примененная технология оказалась более продвинутой, чем та, с которой делались другие вещи.

Внешний вид

Замысловатый дизайн ювелирного украшения и вовсе сбил с толку ученых. Они обнаружили сразу два элемента толщиной 9 мм и шириной 27 мм. На основе этого они решили, что диаметр браслета составлял семь сантиметров. На нем было обнаружено небольшое отверстие диаметром восемь миллиметров.

Тщательно изучив браслет, эксперты пришли к выводу, что сверло, которым было сделано отверстие, имело минимальные колебания при высокой скорости вращения. Сегодня эта сложная технология довольно распространена, но для того времени считалась слишком продвинутой.

На внешней стороне рядом с обозначенным отверстием также имеется отполированный участок. По мнению экспертов, для полировки использовался мягкий органический материал. Предположительно к изделию был прикреплен ремешок из кожи с достаточно тяжелой подвеской. Благодаря расположению полированной секции можно было установить нижнюю и верхнюю части украшения, на основе этого ученые сделали вывод, что браслет носили на правой руке. До этой находки предполагалось, что изделия такой сложности впервые были изготовлены в эпоху неолита - 12 000 лет назад.

Чудо-материал

Зеленый камень, из которого выполнен браслет, богат хлоритом. В данном районе минерал такого рода недоступен, значит, он был завезен. Хлорита в окрестностях, в которых был обнаружен артефакт, нет, ближайшая точка с его залежами находится на расстоянии 240 километров.

При ярком дневном освещении изделие переливается и отражает лучи солнца. Если посмотреть на него в темное время суток при свете огня, он имеет темно-зеленый оттенок.

Кто им владел

Другие свидетельства указывают на тот факт, что украшение принадлежало женщине из высших слоев общества. Каменный браслет имеет насыщено-зеленый цвет.

Благодаря редкости камня и тонкой работе мастера можно предположить, что это было очень ценное изделие, созданное специально для жены или дочери лидера «денисовцев». По мнению специалистов, надевали браслет в особых случаях, поскольку он отличался хрупкостью. Кроме того, в то время люди считали, что украшения обладают магической силой. Из чего следует, что артефакт имел особое значение для своей владелицы.

Место находки артефакта

Денисова пещера является популярной природной достопримечательностью, более того, имеет важное палеонтологическое значение. За последние несколько лет на ее территории было обнаружено много имеющих историческую ценность артефактов и останков.

Расположена пещера на берегу реки Ануй, что на 150 км южнее города Барнаул. Сюда съезжаются туристы со всей страны. Археологи, не переставая, продолжают проводить здесь раскопки, что позволило им обнаружить останки многих вымерших видов животных.

Смысл раскопок

Проделанная работа дает возможность лучше узнать историю родного края. Когда-то здесь обитали шерстистый носорог и мамонт, 50 различных видов пернатых и 66 видов млекопитающих. Однако самой захватывающей находкой, несомненно, является обнаружение останков человеческих видов, названных «денисовцами». Их часто именуют денисовскими гомининами, они отличались от неандертальцев и современного населения планеты - гомо сапиенсов. Их историю можно проследить, начиная с 600 тысяч лет тому назад.

Несмотря на то что их останки были обнаружены только в пещере Денисова, анализ ДНК отслеживает их по всей Сибири и частично Юго-Восточной Азии. Фактически следы ДНК Денисова можно обнаружить в геноме современных людей, населяющих эти территории.

Другие находки

Помимо браслета, палеонтологи обнаружили кость девушки из народа Денисова. Проведенный анализ ДНК выявил, что это была девочка семи-восьми лет, которая имела много общего с неандертальцами, но при этом заметно отличалась от них. В 2000 году ученые обнаружили два человеческих зуба молодого человека, принадлежавшего к тому же виду.

К сожалению, о физических данных денисовцев известно не так много. До сегодняшнего дня были обнаружены только фрагменты их тел: кости пальцев и зубы. Тем не менее, по результатам анализа пальцев ног и руки было выявлено, что представители вида денисовцев очень похожи на своих «двоюродных братьев - неандертальцев». Они вероятно также имели широкие и угловатые черты лица. При этом архаичный вид был достаточно развит.

Значение находок для науки и человечества

Если найденный браслет и прочие находки, включая мраморное кольцо, действительно были изготовлены ними, то наше прежнее представление о них было неверным, ровно, как и восприятие всего вида.

Вот уже 10 лет прошло с момента нахождения браслета, однако споры между учеными по поводу того, было ли изготовлено украшение денисовцами или ранними неандертальцами, не утихают по сей день.

Выдающийся российский археолог, профессор Михаил Шунков и его коллеги, недавно пытался оспорить утверждения западных ученых о том, что найденный браслет был изготовлен денисовцами. Несколько проведенных исследований стали поводом для новых домыслов относительно происхождения украшения и других артефактов, обнаруженных в пещере Денисова.

Нет сомнений в существовании древней человеческой цивилизации. Речь идет о том, что денисовцы населяли известняковую пещеру примерно 55 000-287 000 лет назад. В определенный этап времени они соседствовали с неандертальцами. Новая хронология поставила под сомнение утверждение о том, что именно денисовцы изготовили украшение, а не неандертальцы.

Недавно проведенные исследования показали, что гомо сапиенса не существовало нигде вблизи пещеры Денисова. Их ближайшие к этому месту следы замечены на расстоянии 1 600 км. Это доказывает теорию о том, что найденные окаменелости денисовцев и неандертальцев предшествуют верхнему палеолиту. В то же время найденные в пещере изделия можно датировать временем, когда гомо сапиенс впервые поселились на территории Западной Сибири. Хотя современные люди не уходили так далеко от нынешнего Алтая, предположительно могли быть причастны к изготовлению данных артефактов.

А вы считаете такую находку удивительной?