Две невидимые глазу звезды в Млечном пути искривляют пространство и время

В 2016 году астрономами было замечено, как произошла вспышка звезды в созвездии Лебедя, находящейся на расстоянии 2,5 тыс. световых лет. Она словно готовилась взорваться. На следующий день было отмечено потускнение этой звезды. Несколько недель спустя произошло повторение этого цикла: снова была вспышка, а через день звезда снова потускнела. Весь следующий год это происходило снова и снова.

"Это явление крайне необычно, - сказал в своем заявлении Лукаш Виржиковский, астроном, который проводил изучение странной звезды в астрономической обсерватории Варшавского университета в Польше. - Есть сомнения, что какая-либо другая звезда способна на такое.

Свет усиливается посредством линз

Как подтверждают результаты исследования, опубликованного в журнале Astronomy and Astrophysics, со странной звездой, названной Gaia16aye, вообще не происходило ничего необычного. Скорее, оказывается, что набор двойных звезд (две звезды, у которых общий гравитационный центр, и они вращаются вокруг него) может искривлять пространство и время перед Gaia16aye, эффективно создавать поле космических "увеличительных стекол". Этими линзами усиливается свет звезды всякий раз, когда она обходит их сзади. Данные звезды с Земли не видны.

Гравитационное линзирование

Данный эффект звездного увеличения, когда массивными объектами, по-видимому, искривляется пространство и время, называют гравитационным линзированием. Его предсказала общая теория относительности Альберта Эйнштейна. С тех пор учеными использовалось это явление для того, чтобы поближе рассмотреть некоторые из старейших звезд, галактик Вселенной. Этим эффектом могут выявиться более близкие, более тусклые объекты.

Карманы увеличения

Команда исследователей пришла к выводу, что для того, чтобы произвести частое, продолжительное дневное осветление Gaia16aye, бинарной парой должны создаваться несколько карманов увеличения (речь идет в данном случае о гравитационном микролинзировании). Это значит, что данные звезды, вероятно, представляют собой пару небольших красных карликов, которые примерно в 0,57 и 0,36 раза превышают массу Солнца Земли. Они разделены примерно вдвое расстоянием между Землей и Солнцем, как выяснили авторы исследования.

Загадочные космические явления

Если посредством данных микролинзирующих событий, подобных этому, могут быть открыты невидимые звезды, то такими событиями могут также быть раскрыты еще более редкие и загадочные космические явления. Исследователей не покидает надежда, что это будет включать в себя черные дыры. Ведь их обычно обнаруживают только тогда, когда близлежащая материя уже поглощена ими, и струи газообразного света изрыгаются.

Млечный Путь могут заполнить миллионы изолированных черных дыр, которые слишком удалены от ближайших звезд. Это будет грандиозное световое шоу, как сказали исследователи, и гравитационное линзирование - это ключ к их обнаружению. Если невидимой черной дырой создается эффект линзирования, значительно искажающий свет позади нее, астрономы будут действовать в обратном направлении, и ее истинная природа будет выявлена.

А вы знали, что звезды могут искривлять пространство и время?