Данные 300000 пользователей «Яндекс.Практикум» попали в открытый доступ: кто виноват в том, что информация "сливается" в Сеть

Эпоха социальных сетей сделала общество максимально открытым, однако часть персональной информации люди желают сохранить. Вот почему слухи об очередном появлении архивов с личными данными в сети вызвало шквал негодования. Почему так происходит?

Информационная трагедия

«Яндекс», являясь одним из крупнейших русскоязычных цифровых сервисов, регулярно оказывается в центре скандалов. В середине июля многие Telegram-каналы заявили, что в открытом доступе оказались данные почти 300 000 пользователей платформы «Яндекс.Практикум», включая:

  • ФИО;
  • электронную почту;
  • номер пользователя в системе;
  • «Яндекс ID».

Достоверность информации компания устанавливает в рамках внутренней проверки. Впрочем, пресс-служба утверждает, что пароли или платежные данные не были скомпрометированы. То есть, аккаунты и денежные средства с привязанных карт в полной безопасности, пострадала лишь анонимность.

Впрочем, повод для некоторых опасений у пользователей есть. Так, в марте базы данных сервиса «Яндекс.Еда» попали в интернет. Энтузиасты даже составили интерактивную карту на основе полученных данных, и каждый мог увидеть:

  • имя пользователя;
  • телефон;
  • состав заказа;
  • потраченную сумму.

На этом фоне даже прошли бурные обсуждения того, чем и как часто питаются знаменитости. Возможно, именно поэтому Роскомнадзор более активно блокировал страницы с личными данными, нарушающие российское законодательство.

На сегодняшний момент у пользователей «Яндекс.Еды» появилась возможность стирать данные о полученных заказах. На случай повторения инцидента.

Коварные сотрудники

Специалисты утверждают, что лишь 30% сливов приходится на взлом тем или иным способом извне. А вот 70% вины – на плечах сотрудниках, которые целенаправленно скачивают базы для последующей продажи через даркнет или частным лицам. Компания Group-IB Threat Intelligence отмечает рост количества баз российских компаний весной-летом 2022 на тематических форумах:

  • март — 16 баз;
  • апрель — 32;
  • май и начало июня — 50.

Особый интерес злоумышленники испытывают к маркетплейсам вроде Wildberries, к сервисам доставки, а также к образовательным платформам. Большое количество информации, собранной в одном месте и плохо защищенной, идеальная цель для хакеров.

Личная безопасность

Избежать потери информации невозможно. Зато можно свести к минимуму ущерб лично для себя. Достаточно следовать простым правилам интернет-гигиены:

  1. создавать сложные пароли;
  2. не переходить по подозрительным ссылкам;
  3. постараться не сохранять ФИО, телефон и подобные данные;
  4. удалять информацию о полученных заказах, если возможно;
  5. не сохранять данные банковской карты.

Первые два пункта помогут защитить собственный аккаунт. Оставшиеся – сохранят анонимность и не позволят безнаказанно снимать деньги со счета во время глобальных сливов.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Боитесь сливов информации? Какими способами стараетесь защитить себя?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.