Эффективность деятельности предприятия можно определять как в абсолютных показателях, так и в относительных. Абсолютным показателем эффективности, без всякого сомнения, является прибыль, а оценить ее относительный размер можно путем расчета показателей рентабельности. Для изучения эффективности фирмы и формулировки каких-либо управленческих решений, скорее всего, окажется недостаточным просто рассчитать эти показатели. Более существенных результатов можно добиться, если провести анализ прибыли и рентабельности предприятия. В этой связи имеет смысл остановиться на основных методиках анализа, которые могут оказаться полезны.
Одной из разновидностей анализа является факторный анализ прибыли и рентабельности предприятия. Данный анализ строится на изучении модели, описывающий влияние на прибыль таких факторов, как объем производства, цена и себестоимость единицы продукции. В данной модели показатели связаны следующим образом: прибыль определяется как произведение объема продаж (в тоннах, штуках и т.п., то есть в натуральных единицах) на разницу между ценой и себестоимостью единицы. При наличии информации за несколько периодов либо плановых и фактических показателей определяется изолированное влияние каждого фактора на сумму полученной прибыли. В подавляющем большинстве случаев прибегают к методу цепных подстановок или его модификациям. Что касается анализа рентабельности, то в этом случае модель дополняется следующим образом: указанная выше прибыль делится на себестоимость (произведение объема продаж на себестоимость единицы), а путем несложных преобразований можно сделать вывод о том, что на рентабельность влияют только цена и себестоимость единицы. Дальнейший анализ проводится тем же способом.
Указанный выше метод не учитывает неоднородность себестоимости продукции, то есть наличие в ее составе постоянной и переменной части. Чтобы провести более точное исследование, проводят маржинальный анализ прибыли и рентабельности предприятия. Такое название обусловлено тем фактом, что прибыль в данном случае определяется величиной разницы между коммерческой маржой и суммой постоянных расходов. В свою очередь коммерческая маржа (сумма покрытия) представляет собой выручку, уменьшенную на сумму переменных затрат. Чтобы более просто можно было учесть влияние факторов, сумму покрытия представляют как произведение объема продаж и разности цены и переменных затрат, определенных на единицу.
Как вы можете видеть, описанная модель позволяет учесть не только большее число факторов, но и большее число связей между ними. Рентабельность в данном случае также представляется через отношение прибыли себестоимости. Как отразить прибыль мы уже разобрались, а себестоимость выражается как сумма постоянных затрат и произведения переменных затрат на единицу и объема продаж. К обеим описанным моделям для изучения влияния факторов применяется метод, который мы уже упоминали - цепные подстановки.
Однако проще всего провести горизонтальный анализ прибыли и рентабельности предприятия, который подразумевает под собой изучение изменения показателей в динамике. Для этого необходимо рассчитать как абсолютные, так и относительные изменения. Последние чаще всего представляют в виде коэффициентов динамики. Отдельный интерес представляет сравнение скорости роста прибыли и скорости роста активов. Если прибыль растет быстрее, чем активы, то можно говорить о повышении эффективности, в противном случае – эффективность снижается.
Безусловно, проводить анализ при помощи описанных выше методов необходимо. В зависимости от доступной информации или от того, с каким уровнем погрешности вы готовы мириться, у вас есть выбор между традиционной факторной моделью и маржинальным анализом. Кроме того, следует отметить, что факторный анализ можно производить на основе бухгалтерской отчетности фирмы, а именно, отчета о прибылях и убытках. В таком случае будет изучаться влияние несколько других факторов, например, коммерческих и управленческих расходов, налогов, прочих доходов и расходов.