Еще четверть века назад процесс управления качеством заключался в поиске способов удовлетворения требований потребителей продукции. Но научно-технический прогресс заставил производителей пересмотреть существующий подход. Они начали ориентироваться не на желания пусть даже самых передовых потребителей, а на собственный прогноз изменения этих желаний. Многое с годами изменилось, но управление качеством – это по-прежнему одна из самых важных задач для каждого предприятия.
Многие производители сегодня делают выбор в пользу так называемого опережающего качества. Именно им так и славится японская продукция. В отличие от американцев, которые всегда пытались быстро реагировать на изменения конъюнктуры рынка, японцы считали, что сам производитель лучше знает, что можно усовершенствовать в его собственной продукции. Интересно, что советская оборонная промышленность, создавая новые образцы военной техники, руководствовалась как раз принципом опережения запросов возможных потребителей. Рассудила японцев и американцев, как это обычно и бывает, история, и сегодня принципы управления качеством значительно изменились. Теперь считается, что продукция должна проектироваться с учетом всех возможных улучшений, которые может на данном этапе сделать производитель.Управление качеством – это процесс, который трудно себе представить без предварительных расчетов и вычислений. Статистические методы позволяют разобраться, с какой частотой нужно вносить определенные коррективы в технологический процесс производства продукции. Это позволяет значительно сэкономить денежные средства, не снижая при этом качества. Также грамотное управление качеством – это ориентация не на самую низкую, а самую конкурентную цену на необходимые для производства материалы. Сэкономить можно за счет налаживания долгосрочных партнерских отношений с небольшим количеством поставщиков, продукция которых полностью соответствует всем требованиям.
Следует отметить, что большинство производителей сегодня считают, что стремиться нужно не к максимально возможному с технической точки зрения качеству, а к оптимальному, что позволит значительно снизить издержки производства. Поэтому сначала нужно проанализировать условия деятельности, а потом переходить к реформированию всей системы изготовления продукции.