Шедевр, который создал композитор Морис Равель,"Болеро", для балерины Иды Рубинштейн, - последнее свидание его творчества с симфоническим оркестром.
Испанскую музыкальную тему, разработанную в самостоятельное произведение, знаменитое на весь мир и на все времена - «Болеро», Равель создал гораздо шире по художественному замыслу, чем простую хореографическую зарисовку. Хотя балерина получила свою долю известности, дальнейшая жизнь симфонической картины обрела гораздо большую значимость. Даже первое "испанское" произведение Равеля - "Испанская рапсодия" - не столь грандиозная удача. В "Болеро" Равель не только обошел стороной импрессионистическую эстетику, но и сам неприхотливый испанский танец здесь отсутствует, в неумолимом ритме этой музыки бьёт течение "большого времени" - Космос, Вселенная.Построение произведения
Одна из самых длинных мелодических тем в истории всемирной музыки - целых тридцать четыре такта - неотступная, неуклонная, упорно повторяющаяся, цепко держит всё это разросшееся до вселенских размеров здание. Кстати, на чисто испанское болеро эта мелодия бы не легла.
Темп вдвое медленнее, чем в народном болеро. Равель изумил меломанов: в этой мелодии нет кульминации! Зато есть остановки на разных долях такта. Но какая плавность, поступенность и постепенность, неумолимая волнообразность, исключительная ритмическая выразительность. Три основных компонента построения - остинато мелодии, остинато ритмического сопровождения, единый, без малейшего ускорения темп. Поступенное нарастание напряжения достигается за счёт динамики и инструментовки.Инструментовка
Начинают два малых барабана, постепенно созывая остальные. В конце "Болеро" Равель потрясает публику тем, что то же самое ритмическое сопровождение звучит уже в исполнении не только всех барабанов, но и деревянных духовых - флейт, гобоев, кларнетов, - и медных духовых - труб, валторн, - да ещё и всей струнной группы! И вот ещё одна интереснейшая особенность: струнные тут не солируют! Они имитируют звук народных инструментов - простых мандолин и гитар.
Динамика
Это равелевское крещендо - великая объединяющая сила. Сравниться по нарастанию оркестровой мощи могут разве только Бетховен и Рахманинов, и то относительно. Террасообразность - это динамика от Баха и только от него. Хотя, надо признать - крещендо, охватывающее целое произведение - тут Равель оказался значительно "круче" всех.
Оркестровый стиль
Чудо оркестровки в "Болеро" Равель сделал благодаря внедрению старых и забытых в симфоническом оркестре инструментов - челесты, малой трубы, саксофонов и гобоя д'амур, чем весьма разнообразил тембровую палитру звучания. Причём тембры в основе своей использовал чистые, не смешанные, за исключением эпизодов, когда подключаются инструменты той же группы - для усиления звучания. Самое изощрённое ухо изумляет своей новизной такая музыка. Равель "Болеро" высек словно из единой глыбы мрамора - там даже нет переходов из тональности в тональность. Только в самой кульминации из до-мажора, казавшегося вечным и лучшим, божественной вспышкой озарил слушателей ми-мажор. Словно туча, захватившая весь мир, тутти вдруг пронзается мощным и чистым звуком четырёх труб, затем звучат тромбоны, ударные... и - всё. Апокалипсис. Впрочем, программное содержание этого произведения трактуется весьма широко - от стриптиз-танца до сопротивления патриотических сил Испании вражьей угрозе. Сие зависит от уровня восприятия слушателя.