Деревянные духовые музыкальные инструменты вносят в общую палитру звучания симфонического оркестра ясно слышимую окраску - сильную и яркую.
Настолько самостоятелен тембр каждого из них, что композиторы не только снабжают и флейту, и кларнет, и гобой, и фагот собственной партией, но и сочиняют большие эпизоды соло для них. Большим вниманием пользуется только смычковая группа оркестра. Духовой музыкальный инструмент - это сила звучания, это компактность, это многокрасочная динамика. Рассмотрим внимательнее каждый из них.Флейта
Древнейший духовой музыкальный инструмент, известный со времён Египта, Греции и Рима, но наверняка родившийся многими тысячелетиями раньше. Даже в самом примитивном виде - просто срезанный особым образом тростник - флейта способна звучать по-настоящему музыкально. Со средних веков известны две разновидности: прямая флейта и поперечная. Прямая - с наконечником - менее поддалась усовершенствованиям и потому используется не столь широко, в 18 веке её вытеснила из оркестра более жизнеспособная "поперечная" сестра. По виртуозности (от удобства игры) нет равных флейте среди собратьев. Излюбленный инструмент для домашнего музицирования чаще других солирует и в большой концертной музыке. Правда, широкую кантилену на флейте исполнять трудновато - она требует очень большого расхода воздуха. Звук холодноватый, как бы потусторонний. Стоит отметить наиболее ярко характеризующие этот инструмент примеры: мелодия из оперы "Орфей и Эвридика" Глюка и "Танец пастушков" из балета "Щелкунчик" Чайковского.
Гобой
Потомок первобытной свирели. Европейский вариант гобоя родом с Ближнего Востока. В 17 веке влился в состав симфонического оркестра, где быстро приобрёл концертную славу и стал любимцем всех меломанов. Для гобоя писались труднейшие концерты уже со времён Люлли, Баха и Генделя. Позже, в 19 веке, уступил место фаворита кларнету. Гобой не нужно настраивать, по нему равняется весь оркестр. Это "поющий" духовой музыкальный инструмент, хотя, как и флейта, может быть виртуозным. Но его "конёк" - элегия, грусть, печаль. Например, антракт перед вторым действием "Лебединого озера" Чайковского.
Кларнет
Сильный, гибкий, богатый выразительными средствами звук кларнета узнаваем сразу и слышим всегда, какие бы духовые музыкальные инструменты в данный момент ни соревновались в борьбе за внимание слушателя. Пасторальность картины особенно хорошо передаётся с помощью этого любимца композиторов-классиков: Чайковский и Римский-Корсаков отдали кларнету все наигрыши пастуха Леля. Помимо обычного, в симфоническом оркестре используются малый, басовый кларнеты и изредка альтовый - бассетгорн.
Фагот
В переводе с итальянского - вязанка дров. Откуда взялось такое специфическое название? В 16 веке на основе старинной басовой свирели - бомбарды - был построен фагот в виде огромной деревянной трубы, согнутой надвое. Визуально он напоминал именно дрова в руках музыканта. Новый тембр изумил современников благозвучием и даже был назван "дольчино" - "нежнейший, сладостный". В 19 веке получил свой индивидуальный план в раскладе голосов симфонического оркестра. Как пример - опера "Роберт-Дьявол" Мейербера, где фаготы изображают гробовой хохот. Много используют его изобразительные средства и Бетховен, и Вебер, и Римский-Корсаков (особенно в "Шахерезаде"), а наиболее яркую характеристику получил этот духовой музыкальный инструмент в теме дедушки ("Петя и волк" Прокофьева) и в финале девятой симфонии Шостаковича. Помимо собственно фагота в симфоническом оркестре звучит самый низкий по диапазону инструмент - контрфагот, трижды изогнутые почти четыре метра деревянной трубы. Вот это вязанка, так вязанка! Он менее техничен, чем простой фагот, но тембром напоминает орган. Служит обычно для усиления басовой партии. Пример: "Беседа красавицы и чудовища" Равеля - голос чудовища.