В конце 1930-х годов была создана программа строительства "Большого морского и океанского флота", и началось создание линейных советских кораблей, предназначенных для осуществления боевых действий при совершении вражеского нападения. Одна из самых первых моделей этих мощных кораблей получила название “Советский Союз”.
Тогда линкор "Советский Союз" рассматривался в качестве главной силы Военно-Морского флота. Благодаря индустриализации и технологическому прогрессу, уже к началу 1937 года была закончена подготовка Проекта № 23 - линкора для Тихоокеанского флота. Однако дальнейшая разработка и планируемая закладка в Ленинграде первых кораблей в тот момент не произошла.
Период строительства такой мощной машины, как линкор "Советский Союз" совпал с тяжёлыми годами репрессий. Был арестован практически весь конструкторский коллектив, отвечающий за проект: группа под руководством Б. Чиликина, руководитель конструкторского бюро В. Бжезинский, ответственный за проект В. Римский-Корсаков, разработчик судовых энергетических установок А. Сперанский. Их заменили другими конструкторами.
Окончательный проект «Линкор "Советский Союз"» вместо планируемой даты 15 октября 1937 года был утверждён только летом 1939 года. По плану стоимость первых четырех кораблей в тот момент обошлась в 1,2 млрд рублей.
При выборе вооружения на линкоры типа "Советский Союз" рассматривались разные варианты. Изначально планировалось, что военные корабли Проекта № 23 будут самыми большими и мощными в мире. Проект предусматривал полное водоизмещение корабля до 65 тыс. тонн, длину 269,4 метра при ширине 38,9 метра, осадку 10,4 метра. Наличие мощного артиллерийского вооружения, состоявшего из 9 орудий калибра 406 мм, 12 - калибра 152 мм, 8 – калибра 100 мм. Малокалиберная зенитная артиллерия была представлена артиллерийскими автоматами (зенитные пушки) калибра 37 мм (40 шт.) и пулемётами калибра 12,7 мм, а также катапультами и гидросамолётами КОР-1.
Особое место отдавалось броне корабля. Броневая защита представляла собой сложную конструкцию броневых плит разной толщины. Уделялось внимание качеству их соединения. Предлагались разные варианты: в шахматном порядке, на заклёпках в 3 ряда, с использованием сварки, на шпонках.
В состав энергетической установки входило шесть котлов с мощной производительностью, каждый по 173 т/ч пара. Электроэнергетическая система - из четырёх турбогенераторов и четырёх дизельных генераторов общей мощностью 7800 кВт.
По первоначальному замыслу, благодаря высоким техническим характеристикам, а также продуманной противоминной защите и броне, линейные корабли Проекта № 23 должны были превзойти все другие линкоры Второй мировой войны. С момента закладки работы по их строительству велись интенсивными темпами, проводились эксперименты и испытания.
Начало войны стало концом для дальнейших разработок проекта «Линкор "Советский Союз"». В военные годы корабли частично были разобраны, а по её окончании дальнейшие достройки были признаны нецелесообразными. Были приостановлены все работы согласно приказу Государственного Комитета Обороны. Все имеющиеся на тот момент корабли разобрали.