Крупнейшие катастрофы на море XX века

катастрофы на море

Более двух третей поверхности нашей планеты занимает океан. У человечества издревле с ним сложные отношения. Стремление доминировать, почувствовать себя покорителем слишком часто оборачивается последствиями непредвиденными и печальными.

Примером наступательно-агрессивного отношения к водной среде может служить Аральское море. Катастрофа случилась в шестидесятые, еще полвека назад оно занимало четвертое место по величине среди закрытых водоемов после Виктории, Великих озер и Каспия, на его берегах трудились два порта, производился промышленный лов рыбы, а на пляжах отдыхали туристы. Сегодня, к сожалению, об этом процветании напоминают лишь беспомощно лежащие килями на песке суда. Победой такое завершение отношений с водной средой назвать язык как-то не поворачивается.

Океан суров, он бывает и жестоким. Катастрофы на море происходили с тех пор, как команды первых судов отважились отправиться в дальний и опасный путь. Даже опытные моряки знают, что удача переменчива, а потому зачастую верят в приметы и являются суеверными.

аральское море катастрофа

По числу жертв катастрофы на море уступают автомобильному дорожному движению, железнодорожному и авиационному транспорту, но от этого они не менее страшны. Гибель «Титаника» в 1912 году (1503 жертвы), лайнера «Эмпресс оф Айрлэнд» в 1914-м (1012 жертв), прогулочного парохода «Истлэнд» (более 1300 жертв), парома «Рандас» в 1947 году (625 погибших), паромов «Тайпин» и «Цзинь-Юань» в 1949 году (свыше 1500 ушедших на дно), - вот краткий список лишь первой половины XX века.

Позже случились и другие катастрофы на море, в их числе гибель атомных подлодок «Трешер» и «Курск». Они стали причинами сотен человеческих жертв.

катастрофы на черном море

За последние три десятка лет под воду ушло шестнадцать крупнотоннажных туристических судов. По причинам технических неисправностей, из-за ошибок, а порой и пренебрежения важными правилами безопасности погибли паром «Эстония», «Коста Конкордия».

Особенно шокируют катастрофы на Черном море, которое считается мелководным и относительно безопасным. Загадочный взрыв в мирное время на линкоре «Новороссийск» в 1955 году, унесший жизни 614 советских моряков, столкновение с сухогрузом «Петр Васев» парохода «Адмирал Нахимов» (423 погибших) сопоставимы с потерями при гибели под фашистскими бомбами транспорта «Ленин» или торпедированного советской лодкой немецкого корабля «Гойя» в 1945 году.

катастрофы на море

Опытные моряки считают самой страшной из всех возможных причин катастрофы на море, как ни парадоксально это звучит, пожар. Кажется, что огонь легко погасить, когда вокруг столько воды, но это не так. В 1967 году на борту авианосца «Джеймс Форрестол» произошел самопроизвольный пуск ракеты класса «воздух-воздух». Загорелись самолеты, готовые к боевым вылетам, пожарная команда приступила к тушению, однако боеприпасы самовоспламенились раньше, чем было предусмотрено нормативами. Из пробитых баков потек горящий керосин, который моряки пытались потушить забортной водой. Так как обученные пожарному делу матросы погибли при взрыве, оставшиеся в живых не знали, что этого делать нельзя. В результате пылающее горючее проникло в кубрики, где спали члены команды.

Продолжится ли список тех, кого забрало море? Как велики будут потери в XXI веке? Пока мы этого не знаем. Точно известно лишь то, что ошибок и беспечности океан не прощает.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.