Пожалуй, один из самых «сказочных» и волшебных русских писателей – П.П. Бажов. «Малахитовая шкатулка» - книга, которую знают все: от совсем маленьких детей до серьезных исследователей-литературоведов. И неудивительно, ведь там есть все: от увлекательного сюжета и тонко прописанных образов до ненавязчивой морали и множества аллюзий и реминисценций.
Биография
Русский советский писатель, известный фольклорист, человек, одним из первых обработавший уральские сказы – все это Павел Петрович Бажов. «Малахитовая шкатулка» как раз и явилась результатом этой литературной обработки. Он родился в 1879 году в Полевском, в семье горного мастера. Окончил заводскую школу, обучался в семинарии, был учителем русского языка, путешествовал по Уралу. Эти поездки имели целью сбор фольклора, который впоследствии составит основу всех его произведений. Первая книга Бажова называлась «Уральские были» и была опубликована в 1924 году. Примерно тогда же писатель устроился на работу в «Крестьянскую газету» и начал публиковаться во множестве журналов. В 1936 году в журнале был напечатан сказ «Девка Азовка», подписанный фамилией «Бажов». «Малахитовая шкатулка» впервые увидела свет в 1939 году и впоследствии несколько раз переиздавалась, постоянно пополняясь новыми сказами. В 1950 году скончался писатель П.П. Бажов.
«Малахитовая шкатулка»: поэтика заглавия
Необычный заголовок произведения объясняется довольно просто: ларец из прекрасного уральского камня, наполненный чудесными украшениями из самоцветов, дарит своей возлюбленной Настеньке центральный персонаж сказа, рудобой Степан. Он, в свою очередь, получает эту шкатулку не от кого-нибудь, а от Хозяйки Медной горы. Какой же скрытый смысл таится в этом подарке? Ларчик, тонко сработанный из зеленого камня, бережно передающийся из поколения в поколение, символизирует упорный труд горняков, тонкое мастерство гранильщиков и камнерезов. Простые люди, мастера горного дела, рабочие – именно их делает своими героями Бажов. «Малахитовая шкатулка» названа так еще и потому, что каждый сказ писателя напоминает тонко ограненный, переливающийся, сияющий драгоценный камушек.
П.П. Бажов, «Малахитовая шкатулка»: краткое содержание
После смерти Степана ларчик продолжает храниться у Настасьи, однако женщина не спешит щеголять в подаренных украшениях, чувствуя, что они предназначенные не ей. Зато ее младшая дочка, Танюша, прикипает к содержимому шкатулки всей душой: украшения словно сработаны специально для нее. Девушка взрослеет и зарабатывает на жизнь вышивкой бисером и шелком. Слух о ее искусстве и красоте идет далеко за пределы родных мест: сам барин Турчанинов хочет жениться на Тане. Девушка соглашается при условии, что он отвезет ее в Петербург и покажет малахитовую палату, находящуюся во дворце. Оказавшись там, Танюша прислоняется к стене и бесследно исчезает. Образ девушки в тексте становится одной из персонификаций Хозяйки Медной горы, архетипичной хранительницы драгоценных пород и камней.