Двухэтажные вагоны российского производства были представлены Тверским вагоностроительным заводом (ТВЗ) еще в 2009 г. Стоит ли напоминать читателям о том, что новое – это зачастую забытое старое?
Такие вагоны существовали, как оказывается, еще до революции (Сормовское и Тверское производство), да и в СССР они были какое-то время довольно распространенными. В 60–х годах стали появляться двухэтажные пассажирские вагоны, выпущенные в ГДР (ходили они преимущественно по маршруту Ковель-Львов). Однако разве мог уступить Советский Союз другой, пусть даже дружественной стране? Великая держава создает свои двухэтажные вагоны (на основе тех, которые выпускают в ГДР), курсирующие по Челябинской области и между Рязанью и Москвой. Судя по виду тех составов, которые мы привыкли видеть сегодня, нововведения на железной дороге не прижились. Возможно, все дело было в удобствах или в отсутствии оных.Как же выглядят современные двухэтажные вагоны, столь распространенные в Европе? Кстати, там они курсируют преимущественно ночью и называются кушетными (а у нас – «купейными, с повышенной вместимостью»).
Итак, новый двухэтажный вагон рассчитан на восемь купе на первом этаже и восемь – на втором. Соответственно, вместимость повышается в два раза, как и общий вес вагона. Для уменьшения тяжести решили несколько «обрезать» простор (за счет потолка), отказаться от багажных отсеков вверху (на каждом этаже) и вместо полок-трансформеров установить обычные. В итоге общий вес вагона превысил прежний лишь на 10% (около 65 тонн). Длина гиганта – 26,2 м, высота – 5,25.
Коридоры этажей проходят по разным сторонам, однако окна верхнего уровня заканчиваются довольно низко. Поэтому если вам захочется полюбоваться пейзажем, придется нагнуться или присесть. Похожая проблема «улыбается» пассажирам, разместившимся на верхних полках – окна в купе тоже низкие. Производители обещают в будущем исправить недостатки.
Новый двухэтажный вагон имеет всего одну дверь. Для того чтобы пройти на свое место, придется спуститься (или, наоборот, подняться) по ступенькам. Это тоже не совсем удобно. Противоположный конец вагона (тоже "средний уровень") оборудован тремя туалетными комнатами. Возможность использования душевых (их установка планировалась) пока под вопросом.Надо сказать, что пассажиры будут избавлены теперь от шумов из соседних отсеков, постоянно горящего ночью света и прочих сопутствующих «плацкартникам» неудобств. Атмосфера теперь станет аналогичной купейной. Благодаря сквозному коридору улучшится вентиляция, а возможность запирать дверь позволит в какой-то степени усилить безопасность как самих пассажиров, так и их багажа.
Использовать кушетные вагоны будут, скорее всего, на ночных маршрутах, когда пассажирам будет достаточно предлагаемого минимального комфорта.
Сроки массового появления "великанов" на ж/д пока туманны. Одобрение РЖД уже выразило, а испытания покажут, целесообразно ли вводить в эксплуатацию двухэтажные вагоны. Наиболее востребованными они могут оказаться на маршрутах от Москвы до Питера, Минска, Киева, Брянска, Курска, Белгорода, Воронежа, Костромы, Новгорода, Казани.