Как известно, лучший способ научить ребенка – обеспечить его такими игровыми материалами, которые наряду с развлекательной целью будут еще и обучать его. Самым простым и эффективным методом являются дидактические игры. Это наиболее оптимальный способ совместить игровой процесс и познавательную деятельность. Какими бывают подобные игры? Давайте разберемся.
В чем особенности?
Дидактические игры – это отличная возможность расширить представления детей о мире, который их окружает. Кроме развития наблюдательности они направлены на то, чтобы научить определять различные признаки предметов, например их цвет, форму, величину и так далее. Именно во время игрового процесса дети и могут установить самую простую связь между тем или иным объектом и событием.
Любые дидактические игры – это сочетание трех компонентов: игрового замысла, действий и определенных правил. Причем принимать в ней участие может как один ребенок, так и целая группа – в этом преимущество данного метода организации деятельности детей. Игровой замысел нужен для развития познавательной активности, он позволяет каждому ребенку проявить свои умения и способности, знания и навыки. Правила дают возможность регулировать поведение детей в процессе деятельности. Важно, чтобы каждая дидактическая игра была законченной, дети должны четко видеть конечный результат.
Современные дидактические игры – это широкое разнообразие средств для обучения различным навыкам. Причем если игровой процесс ведется коллективно, то все равно воспитатель должен по максимуму учитывать индивидуальные особенности каждого малыша и задание подбирать, исходя из его способностей.
Как организовать игровой процесс?
Дидактические игры на уроках могут быть организованы в разных формах: путешествия, поручения, предложения, загадки и беседы – все это лишь малая часть того, как можно преобразить урок, сделать деятельность ребятишек более цельной и интересной. Например, суть игры-путешествия в том, что дети должны двигаться к определенной цели для решения каких-то поставленных задач. Причем такое путешествие может быть и виртуальным – в воображении. А отгадывание загадок как способ организации урока – это отличное решение, чтобы сделать учебное время более информативным.
Очень популярны дидактические игры по математике для дошкольников. Эта наука довольно сложна для ребятишек, поэтому следует подходить к организации урока грамотно и ответственно. Например, при изучении понятия «величина» можно предложить детям разложить фрукты разного размера по соответствующим корзинам. Урок позволит ребятам осознать такие понятия, как большой, средний и маленький. Второй разновидностью игры может стать распределение овощей и фруктов по соответствующим коробкам. Важно, чтобы дети учились понимать разницу между «больше» и «меньше», например, путем строительства домиков разной формы.
Кстати, любой наглядный материал (дидактические игрушки, настольные развлечения или сюжетные картинки) позволяет сделать процесс обучения более интересным для детей, а значит, и запоминающимся.