Современный рынок базируется на следующих элементах: цены, спрос и предложение, конкуренция. Снижение уровня последней, как правило, чаще всего негативно отражается на качестве товаров и услуг. Цены на продукцию непосредственно связаны с объемами производства. Предложение и спрос также зависят друг от друга. К примеру, чем востребованнее товар, тем чаще он будет появляться на прилавках.
Высокий спрос со временем рождает увеличение цен. Другими словами, добавочная стоимость продукции растет. Однако уменьшение спроса не всегда приводит к снижению уровня цен. Стоимость товаров вообще падает редко. Такое явление в экономике известно как «эффект храповика».Давайте разберемся, почему этот процесс был назван именно так. Как известно, храповое колесо может двигаться лишь в одну сторону. Примерно то же самое с ценами в условиях рыночной экономики. Они могут расти, но снизить их достаточно сложно. Их не всегда уменьшает даже падение спроса.
Ряд объективных экономических явлений отражает эффект храповика. График уровня цен и реального производства отображает снижающуюся кривую. То есть отношение между этими двумя показателями является обратно пропорциональным. Чем ниже уровень цен, тем больше продукции будет произведено, поскольку объем создаваемых благ зависит от уровня спроса на них.
Каковы же причины такого явления, как эффект храповика? И почему цены легко
растут, но с трудом снижаются? Основная причина – это ограниченность конкуренции. В таких условиях цены могут диктовать крупные фирмы, которым выгодно получать все большие прибыли. Они определяют стоимость тех или иных товаров и пытаются если не поднять ее, то хотя бы поддержать на текущем уровне. Но как в таком случае получать прибыль при уменьшении спроса? Этот вопрос крупные фирмы решают путем сокращения предложения и рабочих мест на своих объектах производства. Стоит предположить, что, если бы конкуренция не была серьезно ограничена, как в наше время, то цены бы зависели в основном только от баланса между спросом и предложением. Эффект храповика, вероятно, проявлялся бы незначительно. Однако такая ситуация невыгодна монополистам и крупным фирмам. Эти организации находят механизмы, которые позволяют сохранить свои прибыли даже в условиях падения спроса на товары, которые они производят и реализуют. Когда отсутствует макроэкономическое равновесие, эффект храповика проявляется особенно ярко.