Качество и результативность бюджетной политики в любой стране в конечном итоге определяется структурой бюджета. Бюджетная система такой сложной по своему устройству федерации как Россия, также является сложным иерархизированным образованием. В ней расходы и доходы федерального бюджета, и других бюджетов распределяются по уровням и имеют различные источники своего формирования.
В этой трехэтажной модели федеральный бюджет – это высший уровень и регулируется федеральным законодательством. Основным нормативным документом, который регулирует бюджетные отношения и бюджетный процесс в стране, является Бюджетный кодекс (БК) РФ. Совокупность всех бюджетов формирует консолидированный бюджет. Данная категория – «консолидированный» - не является нормативно установленной или реально осуществляемой. Она служит для формирования сведений и представлений обо всех бюджетах для последующего аналитического исследования с целью принятия наиболее адекватного бюджета как законодательного акта. В рамках этого теоретического инструмента расходы и доходы федерального бюджета служат практическим ориентиром для качественного планирования статей использования и пополнения бюджетных ресурсов.
Под доходами федерального бюджета рассматриваются все без исключения денежные ресурсы, которые поступают под управление институтов власти РФ.
В бюджетном процессе происходит формирование доходов федерального бюджета, выявление и уточнение источников его пополнения, совершенствование структуры.
В самом широком смысле, источниками формирования бюджета выступают налоги, а также установленные законом неналоговые поступления и перечисления. Кроме того, к доходам текущего бюджета прибавляются остаточные средства бюджета предыдущего периода.
Содержание и структура доходов федерального бюджета определяются 49 статьей Бюджетного кодекса, и причисляют к ним следующие:
- налоги и сборы, устанавливаемые для федерального уровня и действующие на всей территории РФ. Они утверждаются на основании соответствующих нормативов и действуют на период не менее 3 лет;
- таможенные сборы, пошлины и другие сборы, связанные с таможенными операциями;
- госпошлины, взимаемые в соответствии с действующим законодательством за совершение действий, за которые таковые установлены.
Неналоговые поступления в федеральный бюджет осуществляются из доходов от:
- использования госимущества;
- продажи и сдачи в арендное пользование этого имущества;
- поступлений от продаж государственных запасов и нематериальных активов;
- продажи земель;
- трансфертов, штрафов, санкций, платежей в зачет возмещения ущерба, федеральных сборов;
- ведения внешнеэкономической деятельности.
По условиям зачисления расходы и доходы федерального бюджета подразделяют на собственные и регулирующие. К первым относят те, которые определены и оговорены законодательством РФ. Они действуют постоянно. Например, к таким доходам причисляют потупления налогового и неналогового характера. К регулирующим относят те, величина которых строго фиксируется на каждый год.
Исполнение бюджета по доходам выступает важнейшим параметром эффективности бюджетного процесса. Так как расходы и доходы федерального бюджета тесно взаимоувязаны, следует понимать, что если доходы сформированы в необходимом количестве, то и расходы не смогут покрыть все необходимые программы, которые запланированы к финансированию на данный бюджетный период.
Оценка финансового состояния государства находится в прямой зависимости от выверенного соотношения доходов и расходов. При равенстве этих показателей фиксируется баланс бюджета. При превышении доходов возникает бюджетный профицит, и, соответственно, наоборот, при превышении расходов над доходами – дефицит.