Бюджетный процесс представлен деятельностью всех государственных органов, регламентируемой нормативными документами. Данные органы отвечают за своевременное составление, детальное рассмотрение и утверждение в необходимом объеме бюджетов страны, а также осуществление контроля над их исполнением.
Одной из составных частей процесса принятия бюджета является соответствующее регулирование, представленное частичным перераспределением государственных финансов между бюджетами всех уровней. Длительность данного процесса имеет название «бюджетный период».
Бюджетный процесс использует такое понятие, как финансовый год. Он приравнивается к календарному и длится с начала января по конец декабря.
Стадии бюджетного процесса регламентируются Бюджетным кодексом РФ и содержатся в самом вышеизложенном определении понятия, а именно:
- составление проекта бюджетного документа, предварительным этапом которого является непосредственное прогнозирование экономических показателей на будущий год, и на основании полученных результатов разработка соответствующих планов;
- рассмотрение составленного проекта представительным органом власти, сроки и порядок рассмотрения данного документа устанавливаются на конкретный год;
- утверждение бюджета осуществляется в четвертом чтении;
- исполнение бюджета заключается в контроле над своевременностью пополнения его доходной части, а также финансировании запланированных расходов в период за январь – декабрь каждого года;
- утверждение отчета о бюджетном исполнении.
Для более полной характеристики процесса необходимо его стадии рассмотреть подробнее.
Итак, первый этап – составление бюджета является начальной стадией, в рамках которой государственными органами определяется объем бюджетных средств, кредитно-денежная и налоговая политика государства на следующий год, главные направления покрытия дефицита бюджета и перераспределение расходной части между структурными составляющими системы.
Следующий этап – рассмотрение бюджета, которое осуществляется за полгода до его утверждения законодательно. На этой стадии активное участие в процессе обсуждения принимает правительство, финансовые и банковские органы. Обычно данная процедура проходит в несколько чтений, по результатам которых согласовываются все спорные вопросы. Результатом этой стадии является принятый в законодательном порядке государственный документ, оговаривающий доходы и расходы страны на предстоящий год.
Бюджетный процесс включает и такой этап, как исполнение. Данная стадия является достаточно сложной, и включает в себя участие огромного количества министерств, ведомств и организаций.
Участники бюджетного процесса также оговорены Бюджетным кодексом РФ. К таковым относят Президента РФ, государственные органы денежно-кредитной системы, органы всех уровней государственной власти, муниципального и государственного финансового контроля, основных распорядителей бюджетных средств, а также прочие органы, на которые соответствующим законодательством и нормативными актами РФ возлагаются налоговые и другие полномочия.
Бюджетный процесс должен основываться на принципах полноты охвата и единства доходов и расходов бюджета, реальности бюджета, гласности и публичности ее принятия, ежегодности данного процесса, его самостоятельности и специализации бюджетных показателей. Только при соблюдении этих принципов государство имеет возможность создать такой бюджет, при выполнении которого государственные средства использовались бы экономно и с максимальной отдачей для государства.