В наше время, когда улицы российских городов заполнили скутеры, изготовленные преимущественно в Юго-Восточной Азии, как-то даже не верится, что наша страна тоже когда-то производила аналогичные машины, только назывались они мотороллерами. Одним из таких двухколесных средств передвижения был мотороллер «Вятка».
История появления
Своим появлением на свет «Вятка» обязана итальянцам. Послевоенная Италия нуждалась в транспортных средствах, которые были бы каждому по карману. В итоге на одном из уцелевших предприятий «Пьяджо», занимавшемся во время войны производством истребителей, приступили к выпуску новой двухколесной машины, которая принципиально отличалась от столь привычных мотоциклов. Первые мотороллеры «Vespa» («Оса») появились на итальянских дорогах уже в апреле 1946 года. Они стали необычайно популярны не только у себя в стране, но и за ее пределами.
Надо сказать, что конструкция мотороллера существенно отличается от конструкции мотоцикла. Низкое размещение центра тяжести, а также небольшой диаметр колес и длинная площадка для ног делают его очень устойчивым. Кроме того, глубокие щитки на обоих колесах, а также большой передний щиток защищают водителя и пассажира от дорожной грязи.
Vespa in USSR
В конце пятидесятых годов, во времена сокращения армии и традиционных видов вооружения, было принято решение на некоторых оборонных предприятиях начать выпуск товаров народного потребления. Так, в 1956 г. появилось постановление Совета Министров СССР и приказ Минооборонпрома, согласно которому Вятско-Полянскому машиностроительному заводу, расположенному в Кировской области, предписывалось в кратчайшие сроки приступить к выпуску мотороллеров.
Поскольку времени на разработку своей конструкции не было, в качестве прототипа взяли итальянскую «Веспу» образца 1955 г. К концу 1956 года было создано три опытных образца, а в 1957 году с конвейера сошел первый серийный мотороллер «Вятка-150».Продукция вятско-полянских мастеров от прототипа отличалась незначительно, в основном весом и габаритами (тяжелее на 7 кг и с колесной базой, больше на 4 см). Кроме того, на переднем крыле был расположен флажок со звездой, вместо овального спидометра устанавливался круглый, замок зажигания располагался на руле (а не в корпусе фары), центральная часть руля и фара были несколько больше. В целом же конструкция была аналогична своему итальянскому родственнику.
Как и у «Веспы», двигатель мотороллера «Вятка» располагался справа под выпуклым защитным кожухом. С другой стороны для симметрии располагался такой же кожух, под которым находилась запаска. Бензобак находился в задней части кузова. Для переключения скоростей использовалась рукоятка на руле. Для запуска применялся кикстартер.
Мотороллер «Вятка» оснащался одноцилиндровым двухтактным двигателем с системой принудительного воздушного охлаждения рабочим объемом 155 см3, который развивал мощность 5,5 л. с. и разгонял мотороллер до 60 км/ч за 19 секунд. Расход бензина составлял 3,1 л на 100 км. В качестве топлива использовался низкооктановый бензин марки A-66.
В целом конструкция оказалась довольно удачной, к 1961 г. было выпущено уже 100 тысяч машин. Мотороллер «Вятка» имел невысокую стоимость. В шестидесятых годах его можно было приобрести за 320 рублей, что значительно ниже, чем любой мотоцикл. Производство «Вятки» прекратилось в 1966 г., на смену пришел мотороллер «Электрон».
Трехколесная «Вятка»
На базе двухколесной модели в 1959 г. была сделана трехколесная модификация, причем в нескольких вариантах исполнения – фургон, грузовая платформа и самосвал. Трехколесный мотороллер «Вятка» мог перевозить до 250 кг груза и разгонялся до скорости 35 км/ч.
Также на базе «Вятки» было создано мототакси, у которого два колеса располагались спереди и были поворотными. Между колесами находилось сиденье для пассажиров. Правда, создано было таких такси всего 50 штук.