Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Ниֹщий” иֺзучается на уроках литературы в 9 классе.
Стихотворение относится к лучшим образцам любовной лирики. Лермонтов использует очень яркое сравнение. Бедняк, который просит милостыню около святого места, считался в России наделенным особой благодатью. Это означало, что он уже успел побывать во многих местах и в поисках спасения и защиты прибегнул к последнему средству.
История создания стихотворения «Нищий»
Стихотворение «Нищий» Лермонтов написал в 1830 г. после посещения Троице-Сергиевой лавры в компании молодежи. Он посвятил его Е. Сушковой, в которую был страстно влюблен в то время.
Многие исследователи считают, что произведение основано на реальном жестоком поведении легкомысленной возлюбленной поэта. У стен монастыря Сушкова в шутку подала нищему камень. Лермонтов был настолько возмущен этим поступком, что женщина сразу же утратила в его глазах всю привлекательность.
Современники утверждали, что все так и было. Сама Сушкова категорически отрицала этот неприглядный факт в своей биографии. Как бы то ни было, но именно после этого посещения монастыря Лермонтов значительно охладел к своей возлюбленной, а через несколько лет даже смог ей отомстить. Сушкова сама влюбилась в поэта, но он встретил ее признание с холодным презрением.
"Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;Так чувства лучшие моиОбмануты навек тобою!", напишет поэт.
Особенная тема стихотворения «Нищий»
В стихотворении «Нищий» Лермонтов затрагивает важную для русской литературы XIX века тему социального неравенства и бедности простого народа. Образ нищего, просящего милостыню у церковных ворот, был характерен для того времени.
Однако Лермонтов раскрывает не только социальную проблематику, но и философский аспект темы нищенства. Для него нищий – это не просто голодный бродяга, а человек, сохранивший человеческое достоинство и веру, несмотря на жестокое отношение окружающих.
Важной для понимания идеи стихотворения является символика камня, положенного в руку нищего вместо подаяния. Это не просто злая шутка – это метафора человеческого равнодушия и жестокосердия. Камень, данный в ответ на мольбы голодного человека, символизирует духовное огрубление общества.
Проводя параллель между нищим и собой, юный Лермонтов говорит о том, что и его высокие чувства, мечты и надежды были жестоко растоптаны равнодушием возлюбленной. Таким образом, в центре стихотворения - тема одиночества человека в жестоком мире, его духовных и душевных страданий.
Хотя стихотворение написано молодым 16-летним Лермонтовым, в нем уже проявляются главные мотивы его последующего творчества: сострадание к униженным и оскорбленным, размышления о жестокости мира и одиночестве человека. Благодаря глубокому психологизму и философской проблематике небольшой по объему "Нищий" занимает важное место в наследии великого русского поэта.
Нищий
У врат обители святойСтоял просящий подаяньяБедняк иссохший, чуть живойОт глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,И взор являл живую муку,И кто-то камень положилВ его протянутую руку.
Так я молил твоей любвиС слезами горькими, с тоскою;Так чувства лучшие моиОбмануты навек тобою!
Композиционные особенности стиха «Нищий»
Стихотворение «Нищий» состоит из трех четверостиший с четким делением на две смысловые части. Первые две строфы повествуют о нищем, стоящем у церковных ворот. Последняя строфа посвящена лирическому герою, который проводит параллель между нищим и собой.
Такое построение текста позволяет Лермонтову противопоставить внешнюю (сюжетную) и внутреннюю (психологическую) составляющие стихотворения. С одной стороны, конкретная история нищего, с другой – глубокие размышления лирического героя.
Композиция стихотворения подчинена раскрытию основной авторской идеи – мысли о бедности и одиночестве человека в мире. Сюжетная канва нужна поэту, чтобы перейти к лирическому обобщению, к размышлениям о судьбе художника в жестоком мире.
Важную роль в композиции играет контраст между первыми двумя строфами и последней. Если в начале речь идет о внешних событиях, поступках людей, то в финале поэт переходит к внутреннему миру человека, его переживаниям и чувствам.
Благодаря продуманной композиции удачно сочетаются сюжетное и лирическое начала. С одной стороны, здесь есть конкретная история, ситуация, а с другой – отвлеченные размышления о человеческой судьбе. Такое сочетание повествования и лирики характерно для романтической поэзии начала XIX века.
Поэтические средства выразительности в стихотворении «Нищий» Лермонтова
В стихотворении «Нищий» Лермонтов активно использует изобразительно-выразительные средства, чтобы передать глубину чувств и настроение лирического героя.
Одним из важных приемов является создание ярких поэтических образов. Так, нищий предстает «бедняком иссохшим», а его взор «являл живую муку». Эпитеты «иссохший», «живая мука» помогают читателю vizualizirovat' образ и состояние человека.
Другое средство выразительности - метафора камня, брошенного в руку нищего. Этот камень символизирует равнодушие людей. Автор также использует олицетворение «камень ответил», что придает ситуации философский оттенок. Камень как будто сам дает жестокий ответ на мольбу человека.
Важную роль играет повтор «Так я молил... Так чувства лучшие...». Анафора подчеркивает сходство положения нищего и лирического героя, их одинаковые страдания от равнодушия людей. Повторы придают стихотворению напевность и мелодичность.
Лермонтов широко использует высокую поэтическую лексику: «врата святые», «взор являл», «чувства лучшие». Такие слова приподнимают тему стихотворения, придают ему философское звучание. Богатый поэтический язык помогает раскрыть глубину авторской мысли.
Стихотворный размер и жанр стихотворения
Жанр произведения – лирическое стихотворение. Оно имеет черты притчи: об этом говорит библейский мотив и поучительное символическое повествование. Есть в произведении и черты элегии, учитывая его грустное содержание, стихотворный размер и ритм.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом с перекрестной рифмовкой. Высокая лексика, используемая поэтом, придает звучанию торжественность, мелодичность, строгость.
Вторая и третья строфа содержат анафору, которая придает мелодичность, оттенок безнадежности, безысходности, сожаления об утраченном.
Эпитеты: “бедняк иссохший”, “чувства лучшие”, “горькими слезами” делают лирическое повествование образным и живым.
Метафора - “живая мука” подчеркивает страдания лирического героя, его тягостные чувства, переживания. Можно проследить наличие скрытого развернутого сравнения в смысловом аспекте произведения: рука просящего нищего и душа лирического героя. Обманут просящий, стоящий у “врат святых”, он получает камень вместо хлеба.
Анафора– во второй строфе: “И взор являл живую муку…” ”И кто-то камень положил…”, в третьей строфе: “Так я молил твоей любви…” ”Так чувства лучшие мои…”.
Классическая форма помогает раскрыть романтическое содержание и настроение.
Выводы образного и смыслового анализа стиха «Нищий»
Проведенный анализ стихотворения «Нищий» позволяет сделать следующие Болезненные безответные чувства длиною в пять лет стали толчком к написанию молодым Лермонтовым цикла прекрасных стихов, проникнутых страстью, грустью и надеждой.
Выводы об особенностях написания стихотворения и главной идее:
История создания – написано в 1830 году, посвящено Екатерине Сушковой, которую любил молодой поэт.
Тема – людская черствость, равнодушие, злость и непонимание.
Композиция – три строфы с четким разделением лирического сюжета.
Жанр – лирическое стихотворение с чертами притчи и элегии.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой.
Метафоры – “живая мука”.
Эпитеты – “бедняк иссохший”, “чувства лучшие”, “горькими слезами”.
Антитеза – “хлеб” и “камень”.
Таким образом, глубокий психологизм, яркие поэтические образы в сочетании с философскими размышлениями определяют художественное своеобразие и высокую идейно-эстетическую ценность стихотворения «Нищий» в творчестве М.Ю. Лермонтова.