Платон по праву считается одним из самых выдающихся философов в истории человечества. Будучи сыном аристократа и учеником Сократа, он, по словам своего собрата Диогена Лаэрция, смог создать синтез теорий Гераклита, Пифагора и Сократа – то есть всех тех мудрецов, которыми гордилась древняя Эллада. Оригинальное учение Платона об идеях – это исходный и центральный пункт всего творчества философа. За свою жизнь он написал 34 диалога, и во всех тем или иным образом описана или упомянута данная теория. Ею пронизана вся философия Платона. Учение об идеях можно разделить на три этапа формирования.
Первый из них – это время после смерти Сократа. Тогда философ пытался объяснить теории своего учителя, и в таких диалогах, как «Симпозион» и «Критон», впервые появляется понятие идеи абсолютного Блага и Красоты. Второй этап – жизнь Платона на Сицилии. Там он испытал влияние пифагорейской школы и четко сформулировал свой «объективный идеализм». И, наконец, третий этап – заключительный. Тогда учение Платона об идеях приобрело завершенный характер и четкую структуру, стало таким, каким мы сейчас его знаем.
Они никогда не меняются, не умирают и не рождаются. Они вечны, и потому их существование истинно. Они ни от чего не зависят, ни от пространства, ни от времени, и ничему не подчиняются. Эти прообразы одновременно являются причиной, сущностью и целью вещей, находящихся в нашем мире. Кроме того, они представляют собой некие образцы, по которым создавались видимые нам предметы и явления. А все существа, имеющие душу, стремятся в этот мир истинного существования, где нет ни зла, ни смерти.
Потому учение Платона об идеях называет эйдосы заодно и целями.Этот истинный мир противостоит нашему, «нижнему» не только, как копия оригиналу или сущность явлению. В нем также есть и моральное разделение – на добро и зло. Ведь все эйдосы тоже имеют один источник, как и наши вещи берут свое начало в идеях. Таким первообразом, породившим другие причины и цели, является Абсолют. Это идея Блага. Лишь она является первопричиной не только добра, но и красоты и гармонии. Она безлика и стоит выше всего, в том числе и Бога. Она венчает всю пирамиду идей. Бог-творец представляет собой в платоновской системе личностное, более низшее начало, хотя он очень близок к главному эйдосу Блага.
Сама эта идея представляет собой вечное и трансцедентное по отношению к нашему миру единство. Она порождает (через Бога-творца) царство эйдосов, истинное бытие. Идеи же творят «мир душ». Он все еще включен в систему истинного бытия, хотя и занимает его нижнюю ступень. Еще ниже – мнимое существование, мир вещей. И самую последнюю ступень занимает материя, которая по сути своей является небытием. Вся в целостности эта система представляет собой пирамиду существования. Таково учение об идеях Платона, кратко изложенное в данной статье.