Учение Платона об идеях: откровение истинного существования

Платон по праву считается одним из самых выдающихся философов в истории человечества. Будучи сыном аристократа и учеником Сократа, он, по словам своего собрата Диогена Лаэрция, смог создать синтез теорий Гераклита, Пифагора и Сократа – то есть всех тех мудрецов, которыми гордилась древняя Эллада. Оригинальное учение Платона об идеях – это исходный и центральный пункт всего творчества философа. За свою жизнь он написал 34 диалога, и во всех тем или иным образом описана или упомянута данная теория. Ею пронизана вся философия Платона. Учение об идеях можно разделить на три этапа формирования.

Учение платона об идеях

Первый из них – это время после смерти Сократа. Тогда философ пытался объяснить теории своего учителя, и в таких диалогах, как «Симпозион» и «Критон», впервые появляется понятие идеи абсолютного Блага и Красоты. Второй этап – жизнь Платона на Сицилии. Там он испытал влияние пифагорейской школы и четко сформулировал свой «объективный идеализм». И, наконец, третий этап – заключительный. Тогда учение Платона об идеях приобрело завершенный характер и четкую структуру, стало таким, каким мы сейчас его знаем.

Фмлософия платона учение об идеях
В уже упоминавшемся диалоге «Симпозион», или «Пир», философ на примере речей Сократа подробно описывает то, как идея (или сущность) красоты может быть лучше и правдивее ее воплощений. Именно там он впервые высказывает мысль о том, что мир вещей и чувственно воспринимаемых феноменов – не настоящий. Ведь предметы, которые мы видим, ощущаем, пробуем, никогда не бывают одними и теми же. Они постоянно меняются, возникают и гибнут. Но они существуют благодаря тому, что во всех них есть нечто от высшего, истинного мира. Это иное измерение состоит из бестелесных прообразов. Учение Платона об идеях называет их эйдосами.

Они никогда не меняются, не умирают и не рождаются. Они вечны, и потому их существование истинно. Они ни от чего не зависят, ни от пространства, ни от времени, и ничему не подчиняются. Эти прообразы одновременно являются причиной, сущностью и целью вещей, находящихся в нашем мире. Кроме того, они представляют собой некие образцы, по которым создавались видимые нам предметы и явления. А все существа, имеющие душу, стремятся в этот мир истинного существования, где нет ни зла, ни смерти.

Учение об идеях платона кратко
Потому учение Платона об идеях называет эйдосы заодно и целями.

Этот истинный мир противостоит нашему, «нижнему» не только, как копия оригиналу или сущность явлению. В нем также есть и моральное разделение – на добро и зло. Ведь все эйдосы тоже имеют один источник, как и наши вещи берут свое начало в идеях. Таким первообразом, породившим другие причины и цели, является Абсолют. Это идея Блага. Лишь она является первопричиной не только добра, но и красоты и гармонии. Она безлика и стоит выше всего, в том числе и Бога. Она венчает всю пирамиду идей. Бог-творец представляет собой в платоновской системе личностное, более низшее начало, хотя он очень близок к главному эйдосу Блага.

Сама эта идея представляет собой вечное и трансцедентное по отношению к нашему миру единство. Она порождает (через Бога-творца) царство эйдосов, истинное бытие. Идеи же творят «мир душ». Он все еще включен в систему истинного бытия, хотя и занимает его нижнюю ступень. Еще ниже – мнимое существование, мир вещей. И самую последнюю ступень занимает материя, которая по сути своей является небытием. Вся в целостности эта система представляет собой пирамиду существования. Таково учение об идеях Платона, кратко изложенное в данной статье.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.