Развитие идеализма после Канта достигло своего апогея в творчестве Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, который вошел в историю, будучи создателем самой широкоохватывающей и доказанной системы диалектики идеализма.
"Абсолютная идея" Гегеля
Назвав философскую концепцию «абсолютным идеализмом», Г. Гегель заявил, что категории являются действительными формами реальности, основывающимися на «мировом разуме», «абсолютной идее», по-другому - «мировом духе».
Получается, что «абсолютная идея» - это нечто, дающее толчок к появлению и эволюционированию природного и духовного миров, некое деятельное начало. И человеку необходимо постичь эту «абсолютную идею» посредством рефлексии. Этот ход мысли включает в себя 3 ступени.
Первая ступень
Здесь абсолютная идея, будучи только мыслью, которая существовала до определения субъекта и объекта, позиционируется как упорядоченное познание в принципе. Таким образом, она раскрывается через систему связанных и вытекающих друг из друга категорий логики.
В своей философской теории Гегель делил логику на три учения: о бытии, о сущности и о понятии. Отправной точкой его теории становится равенство мышления и бытия или, другими словами, восприятие мира реальности как видимого действия духа Идеи. Изначально абсолютная идея представляла собой отвлеченную мысль о бытии. Потом данная мысль «чистого бытия» заполнялась конкретным содержанием: вначале бытие позиционировалось как неопределенное нечто, далее оно определялось в качестве бытия, потом формировалось определенное сущее и так далее.
Таким путем Г. Гегель передвигается от понимания бытия - явления - к его сущности, а затем выводит понятие. Кроме того, во время формирования абсолютной идеи Гегель объясняет ряд диалектических закономерностей.
Второй этап
На второй ступени формирования понятия абсолютной идеи происходит ее абстрагирование в природный дол, уход к природе. Именно отсюда следует формулирование Гегелем положений о природной философии. Для него природа является только наружным выражением, проявлением мысли, но самостоятельным прогрессом категорий логики.
Третий этап
Философ выделяет три степени развития природы: механизм, химизм, организм, между которыми он находит определенную связь. Эта связь в дальнейшем станет основой изучения взаимосвязи некоторых ступеней органической и неорганической природы.Таким образом, у Гегеля философия духа подразделяется на три составляющих: учение о субъективном духе, которое включает в себя науки о человеке; учение об объективном духе, которое включает в себя изучение моральных проблем, истории, права; учение об абсолютном духе, которое обнаруживает себя в культурной составляющей человеческой жизни (религия, философия, искусство).
Следовательно, по Гегелю, эволюция абсолютной идеи идет по кругу, и она равносильно прогрессу материального мира, который является прямым порождением этой идеи. Гегель приводил к выводу о том, что завершением этой абсолютной идеи (когда происходит осознание ею себя и своего пути) происходит становление абсолютного духа. В этом и заключается сама система философии Гегеля.
С этих пор продвижение абсолютной идеи по возрастающей прекращается и приобретает круговую траекторию, прекращая эволюцию мысли, обрекая ее на постоянное движение по кругу, без развития. Таким образом получается, что теория Гегеля наиболее близка к объективному идеализму, так как именно понятие "абсолютная идея", будучи чистой мыслью, порождает природу и человека. Вследствие этого образуется триада, на которой строится концепция философии Гегеля: тезис - антитезис - синтез, которая придает ей последовательную обоснованность. Ведь категории этой теории не слепо утверждаются, а порождаются друг другом. Такая целостность системы является противоречием главенствующего ее закона - принципа прогресса.
Вывод
Абсолютная идея в качестве термина представляется основополагающей для всей философии Гегеля, выражая собой всю полноту материального, сущего мира, одновременно будучи этим подлинно сущим миром. Она также и предмет философии Гегеля.Будучи центральным понятием гегелевской теории, абсолютная идея делится на три грани:
- субстанциональный (раскрывается в первом этапе);
- деятельный (раскрывается во втором этапе);
- «самосознание» (раскрывается в третьем этапе).