Первопричиной рождения механизма явилась необходимость орошения полей у древних земледельцев Египта, Месопотамии, Китая, Индии. Известно, что земледельцы в этих странах издавна вынуждены были искусственно поливать свои посевы. И тогда был найден способ при помощи примитивных приспособлений наладить транспортировку воды. Назывались они в разных странах по-разному, но принцип имели общий. Чуть позже, с изобретением колеса, люди научились использовать силу воды для такой работы.
Во времена Древней Греции и Римской империи мельницы, водопроводы, другие механизмы приводились в движение с помощью рабов, а позже – с помощью животных.
Этапы совершенствования
Но собственно ленточные транспортеры, знакомые нам и предназначенные для промышленного использования, появились только в 18-м веке. Сначала основой для них служила доска, по которой передвигалась лента из кожи или холста. В 1908 году Хаймл Годдар запатентовал роликовую основу для конвейеров. Но настоящим «родителем» ленточного транспортера-конвейера стал Генри Форд, который заметил, что рабочие теряют слишком много времени на доставку запчастей к рабочему месту, и поставил ленточные транспортеры, по которым детали перемещались из одного цеха в другой. Это способствовало повышению производительности труда, снизило себестоимость продукции и стало отправной точкой в развитии конвейеров.
Со временем механизмы для перемещения грузов становились все совершеннее. Новый виток развития ленточные транспортеры получили с развитием промышленной разработки разных месторождений (при добыче золота, угля, руд).
Виды и сфера применения
Сегодня разнообразие видов транспортеров поражает. При помощи них мы получаем вещи в аэропорту, работают хлебные, кондитерские фабрики, печатаются газеты, собирают автомобили, поднимают уголь из шахт и перемещают на огромные расстояния породу из карьеров.
Применение конвейеров экономит время, позволяет оптимизировать производственный процесс и избавиться от тяжелого ручного труда.
Его устройство, по сравнению с другими грузоподъемными механизмами, достаточно простое, он легок в ремонте и эксплуатации. Основные составляющие транспортера это:
- опоры (стационарные или приспособленные для передвижения);
- привод ленточного транспортера, который состоит из электродвигателя, редуктора (цилиндрический, червячный, с цепной или ременной передачей, или ременно-шестерёнчатый) и приводного барабана;
- поддерживающая поверхность (ролики или металлический лист);
- несущий орган - конвейерная лента;
- механизм натяжения (барабан и винт).
Для перемещения различных материалов изобрели ленточные транспортеры нескольких типов:
- ленточные;
- пластинчатые;
- инерционные;
- вибрационные;
- роликовые;
- скребковые;
- подвесные грузонесущие;
- толкающие;
- тележечные;
- ковшовые и люлечные;
- винтовые.
Некоторые из них имеют специальное назначение, например, для перевозки пассажиров (эскалаторы). Направление движения грузов может быть любым – горизонтальным, наклонным, вертикальным.
Поистине, транспортер ленточный имеет статус наиболее популярного механизма для перемещения практически любых материалов. Современная электроника и автоматика увеличивают его возможности во много раз.