Ликвидность вашего предприятия - это степень возможности досрочного или просто ускоренного погашения его задолженностей. Проще говоря, если фирма на своё развитие взяла кредит на N-ную сумму (а сумма эта, как правило, маленькой не бывает), то её ликвидность тем выше, чем скорее она может в случае надобности выплатить этот кредит. Это является своеобразным показателем финансовой стабильности предприятия.
Если говорить обобщённо, то измеряется эта степень путём деления имеющихся в распоряжении фирмы средств на общую сумму долгов. Если она менее 0,2, показатель этот крайне низкий. Высокие показатели помогут фирме "выжить" в период кризиса или просто во время финансовой нестабильности. Низкие же гарантируют банкротство практически при любом форс-мажоре. Тогда компания не продержится и нескольких месяцев.
Почему ещё так важно повышение ликвидности предприятия? Вопрос здесь не только в том, как долго сможет выдержать организация в непредвиденных кризисных условиях. Уровень её ликвидности - это один из показателей, важных для потенциальных партнёров. Выгодное партнёрство важно для любой фирмы, но если она в перспективе может быть объявлена банкротом, лица, которые могут предложить длительное и плодотворное сотрудничество, в большинстве случаев будут проходить мимо. То же касается и инвесторов - мало кто заинтересуется предприятием с малой ликвидностью, разве что какие-либо другие показатели будут внушать серьёзное доверие. А ведь многие организации могут успешно существовать лишь с помощью инвестиций.
Поэтому повышение ликвидности предприятия крайне важно для владельца. Сделать это можно путём комплексных решений, направленных на улучшение финансового состояния фирмы и уменьшения задолженностей. Основные меры, путём которых можно обеспечить повышение ликвидности, таковы:
- максимально возможное уменьшение стоимости дебиторской задолженности;
- увеличение прибыли;
- оптимизация структуры капитала предприятия;
- уменьшение стоимости материальных активов.
Отдельный вопрос, как этого добиться. Для оптимизации производства необходима грамотная схема управления, и если её составление не под силу владельцу, что вполне вероятно, то разумно потратить N-ную сумму и нанять ещё одного работника - талантливого специалиста, который создаст работающую и приносящую дополнительную прибыль схему.
Другие пути повышения ликвидности предприятия - финансовая стабилизация и понижение дебиторской задолженности. Достигнуть этого можно, анализируя активы для их более рационального распределения, планируя всю финансовую деятельность предприятия и, помимо планирования, ещё и соблюдения сроков данных планов. Что касается финансовой стабилизации, здесь нужен очень грамотный подход, направленный на уменьшение ежемесячных расходов. Нежелательно делать это за счёт заработной платы работников. Можно найти очень много иных пунктов, на которых организация имеет возможность сэкономить.
Повышение ликвидности предприятия также можно обеспечить рефинансированием дебиторской задолженности и ускорением её оборотов. Таким образом можно увеличить сумму финансовых активов. С помощью установления нормативов, регулирующих запасы предприятия, проводится оптимизация материальных или товарных ценностей. Проведение технико-экономических рассчётов также поможет в оптимизации.
Увеличив объёмы реализуемой продукции, можно рассчитывать на скорое повышение ликвидности предприятия. Активно применяя имеющиеся в наличии средства, фирма может добиться роста уровня доходности и размера получаемой прибыли. Расширение границ рынка сбыта также поможет в увеличении ликвидности и платежеспособности фирмы. Ещё один важный аспект - повышение производительности труда рабочего персонала за счёт более жёстких рамок, более высоких требований и штрафов за нарушение.
При наличии опыта и экономического образования владелец легко справится с поставленными задачами сам. Но большинство в таких случаях использует услуги экономистов и аналитиков. Как правило, это способствует процветанию фирмы.