Виды детского труда в ДОУ и формы его организации
Программой ДОУ для дошкольников выделены четыре вида трудовой деятельности: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд - в подготовительной группе это особенно актуально. Данные виды труда всегда привлекательны для детей, значимы для каждого из них и, самое главное, не требуют создания особых условий, могут быть организованы в любой семье, в каждом детском саду. Формы, в которых ребёнок привлекается к труду, разнообразны.
Это может быть коллективная работа, в паре с воспитателем или с другим ребёнком, индивидуальный труд, дежурства и разовые поручения.Труд в ДОУ по ФГТ
Виды детского труда отличаются друг от друга и содержанием, и назначением. Так, например, ручной труд в подготовительной группе связан с изготовлением изделий посредством плетения, шитья, вышивания, а также созданием различных игрушек и даже книг, сувенирчиков, украшений, подарков для друзей и родных, с ремонтом своих книг и игрушек, коробок и т. д. По своему назначению он близок к производительному труду взрослых, так как имеет овеществленный результат, который неизменно вызывает у ребёнка положительные эмоции и побуждает к деятельности снова и снова. В то же время он связан с конструктивной деятельностью, потому что часто базируется на навыках и умениях, приобретенных в конструировании. Начиная со второй младшей группы дети узнают, что такое ручной труд.
Планирование: подготовительная группа
В практической деятельности детей некоторые виды труда успешно совмещаются. Так, уборка на групповом участке листьев, снега или расчистка дорожек будет осуществляться одновременно с трудом по уходу за растениями, рыхлением почвы вокруг кустов и деревьев, побелкой их стволов. Уборка групповой комнаты совмещается с созданием в ней благоприятных условий для животных и растений. Ремонт книжек, своих игрушек может быть совмещён с уборкой в книжном и игровом уголках и так далее. Ручной труд в подготовительной группе включает в себя:
- представление о свойствах различных материалов (бумага, ткань, солома, бросовый материал и др.);
- представление о возможностях применения различных материалов для создания поделок;
- умение изготавливать поделки из разных материалов.
Планировать эту работу следует по тому же принципу, что и другие разделы программы, не забывая о тематике недели, а также о целях и задачах, которые будут преследоваться и решаться в процессе взаимодействия с детьми.