Управление персоналом – это деятельность, направленная на воздействие на человека или коллектив, ориентированная на достижение как можно более полного соответствия возможностей персонала и целей, условий, стратегий развития организации.
Основные подходы к управлению персоналом:
- Экономический.
- Органический.
- Гуманистический.
Экономический подход к управлению персоналом
В данном случае на первом месте стоит техническая подготовка персонала, а не управленческая. Данные подходы к управлению имеют следующие принципы:
- единство руководства. Приказы отдает только один руководитель;
- строгая управленческая вертикаль;
- фиксированный объем контроля. Число подчиненных должно быть таким, чтобы не возникало проблем в координации и коммуникации;
- баланс между властью и ответственностью.
- дисциплина;
- равенство на каждом отдельно взятом уровне организации;
- заинтересованность работников в получении конечного результата.
Органический подход к управлению персоналом
В данном случае обеспечиваются особенные подходы к управлению. Внимание акцентируется на человеческом ресурсе. Организация воспринимается как организм, который живет в окружающей среде и взаимодействует с ней. В связи с этим, используются две аналогии. Благодаря им получили развитие новые взгляды на организационную реальность:
- Были введены в оборот такие термины, как потребность, цель, мотив, рождение и взросление, старение и смерть организации.
- За образец организационной структуры был взят мозг человека. Это позволило отобразить ее в виде частей, которые соединяются линиями управления, контроля и коммуникации.
Гуманистический подход к управлению персоналом
Это направление стало особенно популярным в последнее время. Ключевая идея, на основе которой строятся данные подходы к управлению – ценности и цели организации, принципы поведения и способы реагирования на различные ситуации, должны быть понятны и доступны всем участникам трудового коллектива. Все это называется организационной культурой. Она может быть у каждой организации своя. Это зависит от идеологии, социальных общностей, законов и повседневных ритуалов, ценностей присущих конкретному коллективу.
В современном обществе становится все заметнее влияние культурного контекста на организацию труда и управление персоналом. Ярким примером этого является Япония. Их подходы к управлению в корне отличаются от европейских. Основное направление деятельности руководителей японских предприятий – повышение производительности труда работников. Для сравнения, большинство американских и европейских менеджеров ставят перед собой единственную цель – получение прибыли с наименьшими усилиями.
Характерные признаки японской системы управления:
- Гарантия занятости для каждого работника и создание доверительной обстановки. Отсутствует угроза увольнения, имеется реальная возможность карьерного роста. Все это является превосходным стимулом для работников. Кроме того, существует система пожизненного найма. При этом на каждом предприятии разработана система доплат, премий и так далее за проработанное время. Люди материально заинтересованы в том, чтобы не менять место работы.
- Управление основывается на информации. Сбор и систематизация данных повышает экономическую эффективность производства.
- Ориентация на качество. Главная задача при управлении производством – получение данных и контроль качества.
- Безусловное присутствие руководства на предприятии в течении всего рабочего дня.
- Гласность и общие ценности. Общая база информации для работников всех уровней. Это повышает взаимопонимание и заметно улучшает производительность.