Успех и финансовое благополучие компании будет зависеть от того, насколько грамотно сформулированы цели организации. Этот процесс определяется условиями их реализации на ближайший и долгосрочный период. В настоящее время существует несколько классификаций в соответствии с разными основаниями. Рассмотрим их более подробно в приведенной статье.
Классификация целей организации по масштабам деятельности выглядит следующим образом:
- частные;
- локальные;
- общие;
- глобальные.
Цели организации по объектам могут быть:
- всей организации в целом;
- цели структурного(-ых) подразделения(-й);
- функциональных систем (экономические, научно-технические, технологические,
социальные, производительные, административные, цели делопроизводителей, маркетинговые); - конкретных исполнителей.
Третья классификация выделяется в соответствии с функциями управления:
- анализа;
- принятия решений;
- оценки;
- контроля.
В соответствии с исполняющим субъектом выделяются групповые и личные цели организации.
Классификация осуществляется также:
- по осознанности (мнимые и действительные);
- по достижимости (фантастические и реальные);
- по иерархии (низшие, промежуточные, высшие);
- по взаимоотношениям (конкурирующие, индифферентные и взаимодействующие);
- по объектам взаимодействия (внутренние и внешние);
- по значению (функционирования, роста организации – быстрого, стабильного, ограниченного);
- по временному фактору (долгосрочные, среднесрочные, тактические).
Более подробно рассмотрим последний тип классификации. В ее основе находится временной период, который связан с продолжительностью цикла производства.
Краткосрочные цели организации. Они должны быть достигнуты в конце производственного цикла и, как правило, реализуются в течение календарного года. Для них характерна детализация и конкретизация в вопросах о том, когда, что, кто и как должен выполнить.
Среднесрочные цели организации. Они служат для корректировки краткосрочных и долгосрочных проектов, обычно разрабатываются по мере необходимости.
Стратегические цели организации достигаются через пять и более лет. Нужно иметь в виду, что руководители, которые свое внимание сосредотачивают только на тактических показателях, пренебрегая долгосрочными планами, часто терпят финансовую неудачу. Например, компании, которые имеют возможность установить низкие цены, рассчитывая на стратегическую перспективу увеличения доли рынка, смогут занять со временем лидирующее положение.
В такой системе не рекомендуется делать предположений, что будущие финансовые показатели должны быть непременно лучше прошлых. Дело в том, что стратегические цели организации включают в себя анализ имеющихся перспектив компании, задача которого – выяснить тенденции, опасности, возможности, чрезвычайные ситуации и так далее.
Но нужно иметь в виду то, что долгосрочное планирование сможет охватить сферу деятельности в пять, десять и более лет. Причем этот показатель является относительным. Поскольку то, что считается долгосрочным для одной компании, может быть тактическим для другой.
При формулировке же является обязательным четкое и продуманное определение содержания цели, ее временных, количественных, пространственных характеристик; персональной привязки; иерархии и ранга целей; возможных средств и способов их достижения. В любом случае, необходима их согласованность между собой: краткосрочные должны устанавливаться как шаги к достижению долгосрочных, а корректироваться среднесрочными.
Существует единственный действенный закон: чем конкретнее и четче сформулированы цели, тем реальнее будет оформлена их стратегия достижения.