Кто первым побывал в открытом космосе? Космическая баталия СССР и США

Космическое сражение - именно так можно обозначить соперничество двух сверхдержав - СССР и США - в освоении космического пространства на протяжении второй половины прошлого века. Начало этому событию положила наша страна, сначала запуском искусственного спутника Земли, а потом произошел запуск человека в совершенно новую для него реальность - в космос. Позже случился первый выход в открытый космос.

кто первым побывал в открытом космосе

Прогресс инженерно-технической науки

ХХ век стал для человечества подлинным научно-техническим прорывом. Особенно период после Второй мировой войны дал импульс развитию ракетостроения - то, что раньше было недосягаемо, стало вполне по силам осуществить. Люди давно присматривались и пытались изучать космическое пространство, однако делалось это исключительно с поверхности нашей планеты. Вторая половина прошлого столетия стала настоящей зарей космонавтики и эпохой изучения ближнего космоса. Особенно далеко в этом продвинулись геополитические противники того периода - СССР и США. Соединенные Штаты вели разработки в этом направлении, особенно когда в этой стране оказался «отец» немецкой ракетной техники В. фон Браун. Именно он был пионером европейского региона в этом направлении инженерно-конструкторской мысли. Однако и в СССР велись давние разработки. Основатели отечественной ракетостроительной мысли (Циолковский, а позже и Королев) сначала теоретически, а затем и практически обосновали свои выводы.

первый в открытом космосе

Первые шаги в освоении космического пространства

Конец 50-х годов оказал поистине впечатляющее воздействие на умы современников. Советский Союз сначала вывел на орбиту сконструированный инженерами спутник Земли. Многие народы встретили это событие как огромный прогресс научно-технической мысли, однако для Америки это означало хотя и небольшое, но поражение в этом состязании. Еще больший фурор произвело событие, произошедшее апрельским днем 1961 года. Именно тогда Юрий Алексеевич Гагарин стал родоначальником всех космонавтов, независимо от их национальной принадлежности, и первым побывавшим вне Земли человеком. Подготовка полета велась в обстановке повышенной секретности. Ведь тогда наша страна рисковала не только жизнью конкретного человека, но и своим авторитетом на международной арене. Ставки были очень велики, однако и результаты были сопоставимы. После этого наша страна вышла в лидеры по освоению космоса. Американский президент Джон Кеннеди на заседании своего правительства заявил о форсированной программе исследований и ассигновании больших капиталовложений в освоение космоса.

первый выход в открытый космос

Соревнование умов

Тот человек, кто первым побывал в открытом космосе, обеспечил бы своей стране звание космического лидера или же сделал ответный шаг на шаг противника. Обе страны активно взялись за подготовку этого события. Американское НАСА попыталось ускорить процесс постройки пилотируемых космических аппаратов, однако спешка привела к противоположному результату. Недостаток опыта привел к поломке - на испытаниях неисправность заметили, поэтому удалось избежать человеческих жертв, но сроки были серьезно нарушены. В СССР практически в то же время велись аналогичные расчеты и подготовка человека, который первый в открытом космосе будет. Малейшие недочеты могли серьезно сказаться на всей дальнейшей программе освоения нового для человека мира. Кроме того, спешка и партийный контроль оказывали довольно гнетущее действие на всех участников проекта. И все же тем, кто первым побывал в открытом космосе, оказался наш соотечественник.

первый вышел в открытый космос

Исторический момент

Этим человеком стал Алексей Леонов. Именно его выбрали из плеяды отлично подготовленных космонавтов. И уже в конце 1964 началась тщательная подготовка и отработка всевозможных ситуаций, могущих возникнуть в ходе этого полета. И вот наступил долгожданный момент, в 1965 году (18 марта) корабль «Восход-2» оказался на околоземной орбите. После непродолжительной подготовки Алексей Леонов первый вышел в открытый космос. Нахождение за пределами космического аппарата было очень коротким, около двенадцати с небольшим минут. Это был монументальный шаг в истории всего человечества. Однако даже за такой непродолжительный срок случилась неординарная ситуация. Скафандр космонавта увеличился в размерах, и Алексей Архипович не мог попасть обратно в шлюз корабля. Но он не запаниковал - ослабив внутреннее давление скафандра, он добился его уменьшения в размерах и смог войти обратно в космический аппарат.

Перипетии полета

Тот, кто первым побывал в открытом космосе, обладал огромным мужеством и выдержкой, эти качества личности помогли ему в дальнейшем. С Леоновым случилась еще одна неприятная ситуация - во время приземления спускаемый аппарат оказался вне расчетной точки приземления. Но и это обстоятельство не смутило храброго покорителя космоса. При посадке он оказался в глухой тайге, а в это время там были сильные морозы. В таких условиях экипаж пробыл двое суток, лишь на третьи к ним пробилась спасательная команда. За свой подвиг А. А. Леонов был удостоен звания «Героя» страны. Американцы признали свое поражение, но активизировали подготовку полета и высадки человека на Луну, однако случилось это четырьмя годами позже и не умалило заслуг советских инженеров и космонавтов. А Алексей Леонов - тот человек, кто первым побывал в открытом космосе и навеки вписал свое имя в анналы истории.