Владимир Стеклов – один из самых узнаваемых и востребованных российских актеров театра и кино. За свою многолетнюю карьеру он сыграл десятки ярких и запоминающихся ролей в кинофильмах, телесериалах и спектаклях.
В данной статье мы подробно расскажем о жизненном и творческом пути этого талантливого артиста, вспомним его главные работы, узнаем интересные факты из его биографии.
Детство и начало актерской карьеры Владимира Стеклова
Владимир Стеклов родился 3 января 1948 года в городе Караганда Казахской ССР. Его отец, Александр Густавович Финзеляу, был немцем по национальности, его дед переехал в Россию из Пруссии. В 1949 году отца арестовали по 58 статье и сослали в Караганду на поселение, где он и познакомился с матерью Владимира. Из-за репрессий отец не имел права жениться и заводить детей, поэтому Стеклова записали под фамилией матери.
В 1949 году Владимир вместе с матерью переехал в Астрахань к ее матери. Бабушка по материнской линии и занималась его воспитанием, так как мать работала бухгалтером. С детства Стеклов отличался шкодливым характером, плохо учился в школе, много времени проводил со дворовыми мальчишками. Увлекался футболом.
В 9 классе Владимир записался в театральную студию при Астраханском театре. Это произошло после того, как он случайно попал за кулисы театра, где работала его мать, и ему очень понравилась атмосфера. После окончания школы в 1966 году Стеклов поступил в Астраханское театральное училище, которое окончил в 1970 году по специальности «актер драматического театра и кино».
После училища Стеклов служил в армии в музыкальном взводе в Ахтубинске. В армии проявил себя с лучшей стороны, за что был награжден грамотой командования части.
Первой работой Стеклова в театре стала роль Лопахина в спектакле «Вишневый сад» в Кинешемском драматическом театре в 1972 году. За роль Лопахина Стеклова отметили дипломом на Всероссийском смотре спектаклей драматических театров.
- В 1977 году Стеклов переехал на Камчатку и 5 лет проработал в Камчатском драматическом театре в Петропавловске-Камчатском.
- C 1981 по 1989 годы он служил в Московском драматическом театре имени Станиславского.
- В 1983 году состоялся его кинодебют в фильме «Ураган приходит неожиданно».
Работа в театрах Кинешмы, Петропавловска-Камчатского и Москвы
После окончания в 1970 году Астраханского театрального училища Владимир Стеклов проходил службу в армии, где играл в музыкальном взводе. В 1972 году начинающий актер получил приглашение в труппу Кинешемского драматического театра имени Островского. Здесь Стеклов проработал пять лет и сыграл несколько заметных ролей.
В 1977 году Владимир владимир стеклов переехал на Дальний Восток и пять лет служил в труппе Камчатского областного драматического театра в городе Петропавловске-Камчатском. Этот период стал важным этапом в становлении актера. Здесь Стеклов обрел свой неповторимый актерский почерк и сыграл множество главных и характерных ролей.
В 1981 году состоялся переезд Владимира в Москву. Стеклов стал актером знаменитого Московского драматического театра имени Станиславского, где его талант в полной мере раскрылся на сцене. За восемь лет в театре имени Станиславского актер сыграл более 15 запоминающихся ролей, среди которых нужно отметить Фердинанда в «Коварстве и любви» Шиллера, Вершинина в «Трех сестрах» Чехова, Аздак в «Кавказском меловом круге» Брехта.
В качестве актера Московского театра имени Станиславского Стеклов гастролировал по всей стране. Его игра высоко ценилась как публикой, так и критиками. Постепенно артист завоевывал все большую известность. Вскоре на него обратили внимание и кинематографисты – в 1983 году состоялся его дебют в кино.
В конце 1980-х годов Стеклов перешел в Театр имени Ленинского комсомола, где проработал вплоть до 1995 года. На этот период пришелся расцвет его актерской карьеры и окончательное признание зрителей и профессионалов. Во многих работах Владимира стеклов можно было увидеть свежий и неординарный подход к роли, новые грани таланта. Сквозная тема его персонажей – стремление к подвигу, порыв к идеалам, героизм и готовность к самопожертвованию.
Первые роли Владимира Стеклова в кино в 1980-х годах
Дебют Владимира Стеклова в кино состоялся в 1983 году в фильме «Ураган приходит неожиданно» режиссера Игоря Масленникова. Здесь начинающий киноактер сыграл эпизодическую роль Захара Дудко. Хотя экранное время было невелико, Стеклову удалось ярко воплотить на экране образ простого сельского парня.
Уже в следующей картине – мелодраме «Вера, Надежда, Любовь» (1984) Стеклов получил одну из главных ролей – Валентина Петровича Ромашова, мужа героини Надежды Румянцевой. Эта работа принесла актеру первый успех и известность. Зрители запомнили Владимира Стеклова как артиста с яркой внешностью и запоминающейся манерой игры.
Второй заметной работой Владимира стеклов в кино 1980-х годов стала роль Василия Лопатова в остросюжетном фильме «Плюмбум, или Опасная игра» (1986). Здесь Стеклов предстал в амплуа циничного афериста, драматично меняющегося под влиянием трагических обстоятельств. Актеру удалось тонко передать внутренние метаморфозы своего героя, благодаря чему образ получился многогранным и запоминающимся.
Во второй половине 1980-х Стеклов снимался практически ежегодно, успешно совмещая работу в театре и кино. Среди его значимых киноработ этого периода стоит отметить роли в таких фильмах, как «Соучастники» (1985), «Дом Соколова» (1986), «Гармонь» (1987), «Бомж» (1989).
Особого внимания заслуживает работа Стеклова в фильме «Бомж. Без определенного места жительства» (1989). Здесь он сыграл главную роль бывшего фронтовика Ивана Петровича Разуваева по прозвищу Петя Бомж, оказавшегося на дне жизни. Режиссер Владимир Хотиненко по достоинству оценил драматический дар Стеклова и его способность к резким внутренним трансформациям. Благодаря мастерству актера образ получился предельно правдивым и трогательным, вызвав сильный эмоциональный отклик у зрителей.
Успех в фильме «Бомж» вывел Владимира Стеклова в число ведущих драматических актеров кино конца 1980-х годов. Его стали сравнивать с Олегом Далем и Леонидом Филатовым, отмечая редкостный талант и особую харизму. Секрет успеха Стеклова заключался в том, что в каждой своей роли он раскрывал новые грани драматического дара, умел органично перевоплощаться в самые разные и подчас полярные образы.
Взлет популярности в 1990-е
1990-е годы стали периодом настоящего триумфа Владимира Стеклова как киноактера. Он снимался ежегодно в 2-3 фильмах, играя как главные, так и характерные роли. Стеклов демонстрировал удивительную внутреннюю свободу, легко перевоплощаясь в самых разных персонажей.
Среди значимых его работ этого периода стоит отметить фильмы «Мать» (1990) по роману М. Горького, «Ближний круг» (1991), «Без солнца» (1992), «Воры и проститутки» (1994), «Страсти по Андрею» (1994), «День выборов» (1996). Во всех этих картинах Стеклов блеснул драматическим талантом, создав целую галерею запоминающихся и психологически достоверных образов.
Огромный успех актеру принесла роль брата главного героя Андрея в мистическом триллере Владимира Хотиненко «Страсти по Андрею» (1994). Трагический образ Виталия, терзаемого внутренними противоречиями и метаниями, стал одной из лучших работ Стеклова и принес ему несколько престижных кинопремий.
Другой выдающейся ролью 1990-х для Стеклова стал Михаил Михайлович Кулыгин в экранизации пьесы Чехова «Три сестры» (1994). Здесь актер предстал в образе незаметного провинциального учителя, скромного и тихого мечтателя. Благодаря тонкой психологической игре Стеклова зрители полюбили этого персонажа, так ярко воплотившего на экране «маленького человека».
Работа в театре и кино в 2000-2010-е годы
На рубеже веков Владимир Стеклов продолжал активно сниматься в кино, не снижая высокую планку мастерства. Свои лучшие работы он создал в фильмах "Брат 2" (2000), "Кукушка" (2002), "Олигарх" (2002), "Свои" (2004), "Бумер" (2003). За роль в фильме "Брат 2" Стеклов был номинирован на "Золотого орла".
В эти годы актер с успехом продолжал выступать в спектаклях нескольких столичных театров, среди которых Театр имени Моссовета, театр "Сатирикон" и Русская антреприза Михаила Козакова. Также Владимир Стеклов возглавил созданный им Московский Современный Художественный Театр, где выступал как режиссер и художественный руководитель.
В середине 2000-х годов Стеклов снялся в нескольких успешных телесериалах, таких как "Бандитский Петербург" (2000), "Марш Турецкого" (2000), "Бригада" (2002), "Охота на Берию" (2009). За роль Лаврентия Берии актер был выдвинут на премию "Золотой орел". Образ жестокого и беспринципного руководителя советских спецслужб получился очень колоритным и запоминающимся.
Во второй половине 2000-х Стеклов продолжал много сниматься. Заметными работами этого периода стали роли в фильмах и сериалах "Ликвидация" (2007), "Подпольный план" (2007), "Охота на пиранью" (2008), "Отцы" (2009), "Черные волки" (2009). Параллельно шла активная работа в театре.
В 2010-е годы Владимир Стеклов по-прежнему оставался востребованным и плодовитым актером. Он с успехом снимался в сериалах "След", "Поздний срок", а также в таких заметных кинолентах, как "Ржев" (2019) и "Собибор" (2018). За роль в фильме "Собибор" Стеклов получил премию "Золотой орел" за лучшую мужскую роль второго плана.
Личная жизнь и семья актера
Личная жизнь Владимира Стеклова сложилась драматично и бурно. Он был женат четыре раза, имеет трех дочерей от разных браков. Со своей первой супругой, актрисой Людмилой Мощенской, Владимир познакомился еще во время учебы в Астраханском театральном училище.
Их брак продлился 20 лет - с 1973 по 1993 годы. В этом союзе родилась дочь Агриппина, которая пошла по стопам отца и тоже стала актрисой. В настоящее время Агриппина Стеклова работает в театре "Сатирикон", а также снимается в кино. У нее есть сын Даниил, который тоже выбрал профессию актера.
После развода с Мощенской Владимир Стеклов женился на актрисе Александре Захаровой, с которой познакомился и работал в театре. Их брак продлился 9 лет. Ради Захаровой Стеклов даже покинул театр "Ленком" по требованию ее отца Марка Захарова.
Третьей женой артиста в 1997 году стала врач-стоматолог Ольга Землянова. В этом браке у Стеклова родилась вторая дочь Глафира. К сожалению, и этот союз распался, хотя продлился довольно долго - 18 лет.
В 2018 году 70-летний Владимир Стеклов удивил всех, в четвертый раз женившись на молодой красавице Ирине Дерягиной, которая была младше его на 33 года. Спустя три месяца после свадьбы у пары родилась дочь Арина. Таким образом, в возрасте 70 лет артист в третий раз стал отцом.
Новые проекты Владимира Стеклова в 2020-х
В 2020-е годы Владимир Стеклов продолжает активную творческую деятельность как в театре, так и в кинематографе. Несмотря на солидный возраст, 73-летний артист по-прежнему полон сил, энергии и творческих планов.
В последние годы наибольшую известность ему принесла роль министра внутренних дел СССР Николая Щелокова в сериале "Казнокрады" (2011). Этот образ получился очень колоритным и многогранным. Критики отмечали блестящее перевоплощение Стеклова, которому удавалось передать хитрость и расчетливость советского партократа.
Другой заметной работой 2020-х годов стала роль министра в военной драме "Пациент No1" (2023). Фильм рассказывает о разработке советских биологических оружия. Образ циничного генерала, который готов пожертвовать людскими жизнями ради политических целей, оказался очень запоминающимся и вызвал неоднозначную реакцию.
Кроме работы в кино, Владимир Стеклов успешно выступает в спектаклях сразу нескольких московских театров, в том числе Театра имени Моссовета и театра «Сатирикон». Также он является художественным руководителем возглавляемого им Московского Современного Художественного Театра.
Среди новых проектов Стеклова следует отметить съемки в исторической драме "Опричник" по одноименному роману Владимира Сорокина. Действие фильма разворачивается в России XVI века во времена Ивана Грозного. Владимир стеклов играет роль одного из опричников - фанатичного приверженца жестокого царя.