Первые планы строительства метрополитена в столице Российской империи существовали ещё в конце девятнадцатого века. Они не были абстрактными. Над разработкой первой в стране городской подземной железной дороги работали ведущие российские инженеры. Постепенно вырисовывалась будущая схема метро Питера. Но воплощению её в реальность помешала Первая мировая война и всё, что за ней последовало.
Ленинградский метрополитен
В 1918 году город на Неве утратил свой столичный статус. Следовательно, метрополитен в нём мог появиться только после того, как он будет построен в Москве. Тем не менее? его создание началось в конце тридцатых годов и было прервано Великой Отечественной войной.
Не будет преувеличением сказать, что существующая ныне схема метро Питера реально появилась на свет в 1955 году. Конечно же, это был только самый первый её относительно небольшой кусочек. Но именно осенью 1955 года первые пассажиры проехали по пусковому участку Кировско-Выборгской линии.
Строительство Ленинградского метрополитена было сопряжено с очень большими сложностями. Территория, на которой расположен город, имеет очень непростую геологическую структуру. Строителям приходилось преодолевать участки со сложным рельефом местности и множество водных преград. Но при этом невозможно не отметить уровень инженерных решений - схема метро Питера довольно рациональна. В ней удалось избежать некоторых существенных ошибок, допущенных при проектировании московской подземки.
Районы Питера со схемой метро
Принципиальным отличием Ленинградского метро от Московского метрополитена стал отказ от радиально-кольцевой системы. Это важнейшее решение было принято ещё на стадии проектирования. Схема метро Питера устроена таким образом, что все его линии соединяют густонаселённые районы окраин с историческим центром города. Каждая из них имеет пересечения и пересадочные станции с остальными. И это обеспечивает возможность добраться из одного района Петербурга в любой другой с единственной пересадкой или вообще без неё.
Линии Петербургского метро имеют довольно большую протяжённость и соединяют через центр районы, находящиеся на противоположных концах города. Таким образом, один путь соединяет Кировский и Выборгский районы Питера, а другой - исторические Московскую и Петроградскую стороны.
Перспективы развития
Уже сформировавшаяся и продолжающая развиваться система Санкт-Петербургского метрополитена надёжным образом обеспечивает сообщение со всеми районами города. Она уже вышла за его административные границы в направлении Ленинградской области. Сегодня в Петербурге 67 станций метро, расположенных на пяти линиях. Действует 7 пересадочных узлов.
Существующие планы развития системы метрополитена предусматривают на период до 2025 года появление в городе более тридцати новых станций. Они будут расположены как на продолжениях уже существующих линий, так и на новой, Красносельско-Калинской. Но дальнейшее строительство Петербургского метрополитена сильно осложняется обстоятельствами финансово-экономического характера.
С вокзала на вокзал
Схема метро Питера с вокзалами интересна в первую очередь тем, кто следует по железной дороге с пересадкой. Все пять железнодорожных станций города имеют привязку к метро. Московский вокзал расположен возле станций "Площадь Восстания" и "Маяковская", Балтийский - на станции "Балтийская", Финляндский - возле станции "Площадь Ленина", Витебский - возле "Пушкинской" и "Звенигородской". И не столь давно построенный Ладожский вокзал расположен на станции "Ладожская".