Как известно, русский язык является достаточно объемным по разнообразию оборотов и выражений. Одной из разновидностей лексических элементов являются палиндромы. Примеры для детей, наиболее точно иллюстрирующие данное понятие, можно поискать у классиков. Например, у Фета: "А роза упала на лапу Азора". Если внимательно посмотреть на слова, то можно заметить, что предложение можно прочитать в обоих направлениях: с начала (слева направо) и с конца (справа налево). И в каждом случае выражение будет звучать одинаково. Это - предложения, но существуют и слова-палиндромы. Примеры, наиболее ярко иллюстрирующие понятие, будут приведены далее.
Определение
Что такое палиндром? Данное понятие имеет греческие корни и дословно переводится, как "бег назад" или "бег снова". В некоторых случаях за палиндромы, примеры которых будут приведены ниже, принимают любой симметричный по отношению к своей середине набор символов. Самым длинным буквосочетанием данного типа считается saippuakauppias (с финского – продавец мыла). Встречаются довольно интересные английские палиндромы:
«Madam, I’m Adam» - представление мужчины даме (Мадам, я Адам).
На это дама скромно может ответить «перевертышем»: «Eve» (Ева).
Бывают симметричными не только предложения или наборы букв. Достаточно распространены палиндромы-стихи:
Уж редко рукою окурок держу…
Уж истово вот сижу,
Яро в тиши творя,
Заржу уж раз
Удач в чаду,
Уж раз заржу –
Да рад!
Можно прочитать как с начала, так и с конца.
Краткая историческая справка
Говоря о том, что такое палиндром, следует сказать, что известны «перевертыши» с самой глубокой древности. Зачастую им придавался магический сакральный смысл. Появились палиндромы, примеры которых можно встретить в самых разных языках, предположительно в средние века. В классической русской литературе есть достоверные сведения об авторском «перевертыше», написанном Державиным: «Я иду съ мечемъ судия». Первая попытка составить длинное, многострочное рифмованное произведение палиндромного типа была предпринята Велимиром Хлебниковым (поэма «Разин»). Но расцвета данное художественное направление достигло только к 1970-1990-м годам. Палиндромы, примеры которых можно встретить в творчестве Владимира Гершуни, Николая Ладыгина, Дмитрия Авалини и Елены Кацюбы, стали изучаться более детально в литературоведческом и литературном направлении в 1990-х годах. Исследования активно проводились, главным образом, Германом Лукомниковым и Александром Бубновым.
Теоретики и практики выделяли различные пограничные формы. Например, «оборотень». Этот текст слева направо читается иначе, чем обратно: «Мир удобен» (авт. Сергей Федин). Говоря о том, что такое палиндром, следует упомянуть и о редких формах данного художественного направления: это слоговые, двуязычные «перевертыши». Последние представляют собой текст, который в одну сторону можно читать на одном языке, а обратно – на другом. Какие еще бывают редкие палиндромы? Примеры можно приводить различные. Есть форма «симметричного» сочетания, при котором чтение осуществляется не в обратном, а как бы в размноженном виде: цокольцоколь, кабанкабан и другие.Интерес к направлению
Следует сказать, что палиндромы, примеры которых для большей наглядности будут приводиться и далее в статье, интересовали исследователей лексики, писателей, поэтов, литераторов в разное время в разной степени. Примечательно, что в семидесятые годы прошлого столетия опубликовать такого рода сочинения было невозможно. Это было связано, главным образом, с тем, что стремление к «формализму» в то время не приветствовалось в литературе. В самом начале развития данного художественного направления все сочинители «перевертышей» были хорошо знакомы друг с другом, знали, можно сказать, в лицо друг друга. На сегодняшний день много произведений увидели свет в антологиях. Но и большая часть их осталась неопубликованной.
Жанры
Большой популярностью пользовались палиндромы-фразы, или «афоризмы». Некоторые из них могли даже вызывать улыбку (ввиду своих художественных особенностей). Во многих случаях сочетание внутри перевертыша привлекало внимание не только своей нестандартной формой, но и определенным юмористическим содержанием. Отдельные строки можно даже собирать в стихотворное произведение. Однако если сочетания претендуют на поэзию все-таки, то в них не должно допускаться никаких скидок на необычность форм. Другими словами, все должно сохраняться - ритм, рифма, размеры – как в стандартных, обычных стихотворных произведениях. «Симметричность» в таких случаях добавляла лишь ритмическую и звуковую игру. У многих поэтов получалось находить «почти палиндромные» формы. У разных авторов такие обороты создавали красоту звучания. Говоря о том, что такое палиндром, нельзя не рассмотреть лирические поэтические произведения, созданные с применением данных художественных форм. Многие из них содержат долю юмора, но, несмотря на это, могут быть восприняты достаточно серьезно. Некоторые симметричные выражения хорошо ложатся на музыку. В ряде случаев стихотворное произведение может состоять из одного «перевертыша», разделенного на строки. В этом случае говорят о монопалиндроме.
Поэзия
Особый интерес на фоне исследования палиндромов представляет творчество Блока. Являясь поэтом-символистом, он достаточно большое внимание уделял ритмической и звуковой организации произведений. В его поэме «Двенадцать» четко прослеживаются достижения Александра Блока в звуковом и ритмичном направлениях. Гольдштейн перевел все это произведение Блока на язык палиндромов. При этом автор отмечает, что в процессе оказалось возможным сохранение рифмы, ритма, композиции всей поэмы практически везде. Переделав «Двенадцать», Гольдштейн отмечает, что, на его взгляд, некоторые смещенные акценты даже в определенной степени усиливают интонации.
Симметрия в цифрах
Существуют, кроме буквосочетаний, выражений и целых произведений и числа-палиндромы. Данное определение используется при видимой симметрии в записи. Натуральные числа в этом случае будут читаться слева направо и наоборот одинаково. Симметрично может располагаться как нечетное, так и четное количество знаков. Числовые палиндромы встречаются в разных системах, имеющих свои собственные названия. Так, есть категория «фигурных» знаков: 1001, 676 и прочие. Такие «палиндромные» формы встречаются среди чисел Фибоначчи, чисел Смита.
Математические действия
Числовые палиндромы могут являться результатом операций над другими знаками. Мартин Гарднер, автор книги «Есть идея!», являясь достаточно известным популяризатором науки, выдвигает определенную гипотезу. Если взять натуральное число (любое) и прибавить к нему обращенное (состоящее из тех же цифр, но в обратном порядке), затем повторить действие, но уже с полученной суммой, то на одном из шагов получится палиндром. В некоторых случаях достаточно осуществить сложение единожды: 213 + 312 = 525. Но обычно необходимо не меньше двух операций. Так, например, если взять число 96, то, совершив последовательное сложение, палиндром можно получить только на четвертом уровне:
96 + 69 = 165
165 + 651 = 726
726 + 627 = 1353
1353 + 3531 = 4884
Суть гипотезы состоит в том, что если брать любое число, после определенного количества действий будет обязательно получен палиндром. Примеры можно найти не только в сложении, но и в возведении в степени, извлечении корней и прочих операциях.
Интересные пары
В группах из простых чисел можно заметить весьма любопытные закономерности, если присутствуют конкретные цифры, допустим, простые - 1 и 3. Так, простые двузначные составят упорядоченные пары: 31-13 и 13-31, из шести трехзначных простыми будут пять, среди которых 2 «оборотня»: 313 и 131, пары перевертышей: 113-311 и 311-113. Полученные пары во всех представленных случаях наглядно выражены в форме числовых квадратов. В целом, в математике достаточно много можно найти цифровых закономерностей.
Палиндромы в других сферах человеческой деятельности. Биология
Структура нуклеиновых кислот предусматривает наличие относительно коротких взаимно комплементарных участков. Они имеют так называемые «зеркальные последовательности» из нуклеотидов, способные формировать дуплексы. В человеческом геноме общее количество таких «перевертышей» оценивается в пределах от ста тысяч до миллиона. При этом, согласно наблюдениям, распределение их по структуре ДНК неравномерно. Палиндромы в биологическом смысле обладают способностью обеспечивать увеличение объема информации без повышения количества нуклеотидов. Особое значение «симметричные формы» имеют при образовании некоторых видов нуклеиновых кислот – транспортных РНК, к примеру.
Музыка
Палиндромные музыкальные произведения играются «как обычно», в соответствии с правилами. После завершения пьесы ноты переворачиваются. Затем произведение играют снова, но мелодия при этом не будет меняться. Итераций может присутствовать сколько угодно, неизвестно при этом, что является низом, а что – верхом. Данные музыкальные произведения можно сыграть вдвоем, при этом читая ноты с обеих сторон одновременно. В качестве примеров таких палиндромических произведений можно привести «Путь мира», написанный Мошелесом, и «Застольную мелодию для двоих», сочиненную Моцартом.