Кто входит в Евросоюз? Европейский союз (ЕС) — это политико-экономический союз 27 европейских государств с населением более 447 миллионов человек. ЕС был создан после Второй мировой войны в 1950-х годах как средство экономического сотрудничества и предотвращения конфликтов между европейскими странами. С тех пор Евросоюз значительно расширил свои полномочия и сферу интеграции.
В Евросоюз входят как крупные страны, такие как Германия, Франция, Италия и Испания, так и более мелкие, например Бельгия, Греция, Португалия. Большинство государств-членов находятся в Западной Европе, однако в последние десятилетия произошло расширение на Восток — в ЕС вошли бывшие страны социалистического лагеря.
История создания и основные этапы расширения Евросоюза
Европейский союз был основан в 1993 году на базе Европейского экономического сообщества, созданного в 1957 году. Изначально в состав ЕЭС вошли 6 стран: Бельгия, Франция, Италия, Люксембург, Нидерланды и Западная Германия. Это был первый этап интеграции европейских стран.
В 1973 году к ЕЭС присоединились Великобритания, Дания и Ирландия. Это стало первым расширением сообщества. В 1981 году членом ЕЭС также стала Греция, а в 1986 году - Испания и Португалия.
Самым масштабным расширением Евросоюза стал 2004 год, когда сразу 10 стран Центральной и Восточной Европы вошли в его состав: Кипр, Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия и Словения. В 2007 году членами ЕС также стали Болгария и Румыния.
Последней на данный момент страной, вступившей в Евросоюз, является Хорватия, которая присоединилась к нему в 2013 году. В настоящее время ЕС насчитывает 27 государств-членов.
Страны-учредители Европейского Экономического Сообщества
Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) было учреждено в 1957 году на основании Римского договора. Учредителями ЕЭС выступили 6 европейских государств: Бельгия, Франция, Италия, Люксембург, Нидерланды и Западная Германия.
Эти страны стали первыми членами единого экономического пространства в Европе. Целью создания ЕЭС было установление общего рынка между странами-участницами. Договор предусматривал постепенную отмену таможенных пошлин и создание таможенного союза.
Причины интеграции этих стран были связаны как с экономическими, так и с политическими факторами. После Второй мировой войны многие страны Западной Европы испытывали тяжелые экономические последствия. Создание единого рынка давало возможность более эффективного экономического развития.
В политическом плане европейская интеграция стала реакцией на угрозы, которые нависали над континентом из-за противостояния СССР и США в эпоху холодной войны. Единство Европы позволяло противостоять этим вызовам.
- Бельгия являлась одной из промышленно развитых стран Европы, обладала колониальной империей в Африке. Вступление в ЕЭС открывало новые рынки для бельгийских товаров.
- Франция также имела большие колониальные владения в Африке, была заинтересована в расширении экспортных рынков и усилении своих позиций в Европе.
- Италия в послевоенный период переживала глубокий экономический кризис и испытывала острую нехватку сырьевых ресурсов для восстановления промышленности.
- Западная Германия также была крайне заинтересована в доступе на европейские рынки в целях послевоенного экономического возрождения.
- Нидерланды уже имели тесные экономические связи с соседними государствами. Участие в ЕЭС позволяло дополнительно расширить торговлю.
- Люксембург, несмотря на небольшие размеры экономики, рассчитывал получить выгоду от участия в интеграционных процессах в Европе.
Таким образом, каждая страна-учредитель рассчитывала на определенные экономические и политические дивиденды от создания единого европейского сообщества. Их объединение положило начало дальнейшим процессам европейской интеграции, в результате которых в 1993 году был образован Европейский союз в том виде, в котором он существует сейчас.
Присоединение Великобритании, Дании и Ирландии в 1973 году
В 1973 году к Европейскому экономическому сообществу присоединились три новые страны: Великобритания, Дания и Ирландия. Это стало первым расширением ЕЭС после его создания в 1957 году.
Для Великобритании решение о вступлении в ЕЭС было непростым. В 1960-х годах страна дважды подавала заявку на членство, но оба раза получала отказ из-за противодействия со стороны Франции. Генерал де Голль опасался, что британское членство ослабит интеграцию континентальных стран ЕЭС. Однако к началу 1970-х политическая ситуация изменилась, и запрос Великобритании был удовлетворен.
Основным мотивом для вступления страны в ЕЭС были экономические соображения. К этому времени значительно вырос удельный вес европейских стран в британской внешней торговле. Членство в ЕЭС открывало беспошлинный доступ к крупному общему рынку и давало дополнительные возможности для экономического роста.
Решение о вступлении Великобритании в ЕЭС было принято по итогам референдума в стране в 1975 году, на котором более 2/3 голосовавших поддержали это решение. Однако в британском обществе сохранялась и сильная евроскептическая оппозиция интеграции.
Дания и Ирландия, напротив, изначально были полностью ориентированы на тесные связи с европейскими странами. Датский экспорт на 2/3 отправлялся в страны ЕЭС, поэтому Копенгаген был крайне заинтересован в свободном доступе на этот рынок. Аналогичные мотивы были и у Ирландии, бóльшая часть внешней торговли которой приходилась на Великобританию.
Таким образом, присоединение этих трех государств значительно расширило европейскую экономическую интеграцию и заложило основы для дальнейшего углубления сотрудничества в рамках ЕЭС, преобразованного позднее в Европейский союз.
Расширение Евросоюза на страны Восточной Европы
Расширение Евросоюза на Восточную Европу началось после падения коммунистических режимов в конце 1980-х - начале 1990-х годов. Страны бывшего социалистического лагеря стремились интегрироваться с Западной Европой и видели в этом залог демократических и экономических преобразований.
Первой страной Восточной Европы, вступившей в ЕС, стала Венгрия в 2004 году вместе с Польшей, Чехией, Словакией, Словенией, Эстонией, Латвией и Литвой. Это расширение иногда называют «большим взрывом», поскольку сразу 8 новых стран присоединились к Евросоюзу.
В 2007 году членами ЕС стали еще две восточноевропейские страны - Болгария и Румыния. Этот процесс завершился в 2013 году вступлением Хорватии.
Таким образом, на данный момент в состав Евросоюза входят 12 стран Восточной Европы: Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Эстония, Латвия, Литва, Болгария, Румыния, Хорватия и частично Кипр. Их интеграция в единое экономическое и политическое пространство ЕС ознаменовала сближение Восточной и Западной Европы после десятилетий разделения во время холодной войны.
Последнее расширение: вступление Хорватии в 2013 году
Присоединение Хорватии к Европейскому союзу 1 июля 2013 года стало последним расширением ЕС на данный момент. Хорватия подала заявку на вступление в ЕС еще в 2003 году и прошла длительный процесс переговоров и реформ для соответствия критериям членства.
Для Хорватии интеграция в Евросоюз имела большое политическое и экономическое значение. После распада Югославии и войны 1991-1995 годов страна стремилась укрепить свою независимость и суверенитет, а также провести демократические и рыночные реформы. Членство в ЕС рассматривалось как знак принадлежности Хорватии к европейской цивилизации.
Для подготовки к вступлению Хорватии в ЕС потребовалось внести ряд изменений в законодательство, экономику и общественные институты этой страны. В частности, были приняты поправки к Конституции Хорватии, гарантирующие права меньшинств, беженцев и перемещенных лиц. Также были реформированы судебная система, полиция, государственное управление.
Однако переговорный процесс осложнялся территориальным спором между Хорватией и Словенией из-за залива Пиран в Адриатическом море. Этот вопрос удалось урегулировать только к 2009 году.
С экономической точки зрения, интеграция в единый рынок ЕС открыла для хорватских товаров и услуг новые перспективы. Вместе с тем, пришлось провести либерализацию цен, ограничить государственные субсидии местным производителям, повысить конкурентоспособность предприятий. Были также вложены значительные средства в развитие инфраструктуры Хорватии, особенно дорог, для соответствия стандартам ЕС.
После присоединения Хорватии граждане этой страны получили право свободного передвижения по Евросоюзу, а хорватский язык стал еще одним официальным языком ЕС. В целом вступление Хорватии расширило европейскую интеграцию на Балканы и укрепило позиции ЕС в этом регионе.
Основные принципы и механизм принятия решений в Евросоюзе
Евросоюз основан на принципах представительной демократии. Основополагающие решения принимаются на саммитах лидеров стран-членов ЕС, в Европейском парламенте, избираемом гражданами ЕС, а также Еврокомиссией.
Важнейший принцип принятия решений в ЕС - субсидиарность. Это означает, что вопросы должны решаться на том уровне власти, который максимально близок к гражданам. Например, образование и здравоохранение находятся в ведении национальных правительств.
Для принятия некоторых решений в ЕС требуется единогласие всех стран-членов. К таким сферам относятся внешняя политика, налогообложение, расширение ЕС. По другим вопросам решения принимаются квалифицированным большинством.
Европейская комиссия инициирует и разрабатывает законопроекты, которые затем рассматривают Европарламент и Совет ЕС. Этот механизм называется "обычная законодательная процедура". Он позволяет учитывать интересы как населения через парламент, так и национальных правительств через Совет.
Таким образом, принципы демократии, субсидиарности и совместного принятия решений членами ЕС лежат в основе механизма принятия решений в Евросоюзе, несмотря на сложность этой многоуровневой системы.
Главные институты Европейского союза
Основными институтами ЕС, отвечающими за выработку политики и принятие решений, являются Европейский совет, Совет ЕС, Европейский парламент и Европейская комиссия.
Европейский совет состоит из глав государств и правительств стран ЕС. Он определяет общее политическое направление развития Евросоюза и принимает стратегические решения.
Совет ЕС представляет правительства государств-членов. Он принимает законы совместно с Европарламентом по предложению Еврокомиссии.
Европарламент избирается напрямую гражданами ЕС и представляет их интересы. Парламент утверждает состав Еврокомиссии и контролирует ее работу.
Еврокомиссия является исполнительным органом ЕС. Она разрабатывает законодательные предложения и следит за соблюдением европейского законодательства. Комиссия состоит из комиссаров от каждого государства-члена.
Эти четыре института тесно взаимодействуют друг с другом в процессе принятия и реализации решений, что позволяет учитывать интересы всех стран-членов Евросоюза.
Требования к вступлению в ЕС для стран-кандидатов
Чтобы стать полноправным членом Евросоюза, страна-кандидат должна соответствовать ряду политических, экономических и правовых критериев.
В политической сфере государство должно быть демократическим, уважать верховенство закона и права человека. Также необходимо наличие эффективных институтов государственного управления.
Экономические требования включают функционирующую рыночную экономику и способность справляться с конкурентным давлением внутри ЕС.
В правовой сфере страна обязана принять все нормы европейского законодательства. Это требует серьезной адаптации национального законодательства.
Кроме того, все члены ЕС должны признавать цели политического, экономического и валютного союза. Их внешняя политика также должна соответствовать общей политике ЕС.
Таким образом, процесс вступления в Евросоюз является комплексным и требует от кандидата серьезных усилий по реформированию своих институтов для соответствия высоким стандартам ЕС.