Кижский погост: тайны и легенды заброшенного кладбища на острове Кижи

На живописном острове Кижи в северной Карелии, посреди вод Онежского озера, возвышается удивительный ансамбль православных храмов XVIII века. Окруженный таежным лесом и отражающийся в тихой глади озера, Кижский погост производит мистическое впечатление. Какие тайны хранят его деревянные стены? Почему этот памятник старины остался нетронутым временем?

Мы погрузимся в историю Кижского погоста, узнаем предания, связанные с ним, исследуем его архитектурные особенности. А также поразмышляем, почему это место притягивает туристов со всего мира.

Легенды о создании Кижского погоста

Кижский погост - уникальный памятник русского деревянного зодчества XVIII века. Он расположен на острове Кижи в Онежском озере в Республике Карелия. Этот архитектурный ансамбль включает в себя два главных храма - церковь Преображения Господня и церковь Покрова Пресвятой Богородицы, а также шатровую колокольню. Вокруг территории погоста расположена деревянная ограда в виде сруба длиной 300 метров.

Несмотря на то, что погост датируется началом XVIII века, имена зодчих, построивших его, до сих пор неизвестны. Вокруг этого факта сложилось множество легенд и преданий.

Согласно одной из легенд, главный архитектор погоста, завершив строительство, бросил свой инструмент - топор в воды Онежского озера со словами о том, что не будет равных этому сооружению. Таким образом, мастер хотел показать уникальность построенного им ансамбля.

По другой легенде, строителями храмов были монахи-отшельники, которые в поисках уединения поселились на Кижском острове. Именно они воздвигли здесь деревянные церкви, ставшие впоследствии частью погоста. Согласно преданию, монахи пользовались при строительстве топорами из метеоритного железа, обладавшими магической силой.

Еще одна легенда приписывает авторство ансамбля легендарному мастеру по прозвищу «Левша», который якобы обладал уникальным талантом и мог работать левой рукой. Именно ему Кижский погост обязан своей неповторимой красотой и совершенством архитектурных форм.

Таким образом, несмотря на отсутствие достоверных сведений об авторстве, вокруг Кижского погоста сложился ореол тайны и множество преданий, придающих этому уникальному памятнику особую притягательность и загадочность.

Легенды подчеркивают неповторимость и уникальность ансамбля, а также отражают восхищение мастерством неизвестных зодчих, сумевших создать в суровых северных условиях такой шедевр деревянного зодчества. Тайна имен создателей погоста только усиливает интерес и восхищение этим выдающимся памятником культурного наследия России.

По легенде, архитектор Кижского погоста после завершения строительства бросил топор в Онежское

Уникальная архитектура ансамбля

Кижский архитектурный ансамбль является уникальным памятником деревянного зодчества Русского Севера XVIII века. Он включает в себя два главных храма – Преображенскую и Покровскую церкви, а также величественную 22-главую колокольню.

  • Преображенская церковь – монументальное сооружение высотой 37 метров, увенчанное 22 луковичными главами. Это один из крупнейших деревянных храмов России.
  • Покровская церковь скромнее по размерам – ее высота 26 метров. Она использовалась преимущественно зимой как отапливаемый храм.
  • Шатровая колокольня, построенная по образцу каменных «московских» колоколен, достигает 30 метров в высоту.

Внутреннее убранство церквей также представляет большую историко-культурную ценность. В Преображенской церкви сохранился резной деревянный иконостас работы крестьян-самоучек середины XVIII века. Стены и потолки церквей расписаны орнаментами и сюжетными композициями на библейские темы.

Преображенская церковь Покровская церковь
37 метров 26 метров

Ансамбль Кижского погоста уникален тем, что до наших дней практически не сохранилось подобных ему памятников деревянного зодчества такого масштаба и степени сохранности. Благодаря этому Кижи дают представление об архитектурных традициях всего Русского Севера XVIII века.

История музеефикации памятника

В 1937 году службы в Кижском погосте были прекращены, а назначенного сюда священника арестовали и расстреляли. В годы Великой Отечественной войны часть икон и ценностей была вывезена финскими войсками в Финляндию, но после войны возвращена обратно.

В 1950-1960-х годах началась реставрация ансамбля и подготовка к музеефикации памятника. Были проведены масштабные ремонтно-реставрационные работы под руководством архитектора А.В. Ополовникова. Церкви и колокольня получили вторую жизнь в качестве музейных экспонатов. В 1966 году на острове Кижи был открыт государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник.

В 1990 году ансамбль Кижского погоста был включен ЮНЕСКО в Список всемирного культурного и природного наследия. А в 1993 году памятник внесли в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

кижский погост

Туристическая привлекательность Кижского погоста

Кижский погост является одним из самых популярных туристических объектов России. Ежегодно музей-заповедник «Кижи» посещают около 400 000 человек. Памятник привлекателен как для российских, так и для зарубежных туристов.

Остров Кижи входит в туристические маршруты по Золотому кольцу России и Серебряному ожерелью России. Многие туристы посещают Кижский погост во время круизов по Онежскому озеру из Санкт-Петербурга или Москвы.

Уникальность архитектурного ансамбля XVIII века, живописное окружение острова Кижи на Онежском озере, богатая история и этнография края привлекают сюда путешественников со всего мира. Туристы фотографируются на фоне шатровых церквей, звонницы, деревянной ограды, делают круговой обзор памятника на лодках.

Для удобства туристов на острове работают гостиницы, кафе, музейные и сувенирные лавки. Летом организуются различные интерактивные программы и фестивали. Таким образом Кижский погост стал визитной карточкой Карелии и всего русского Севера.

Кижи в культуре и искусстве

Кижский погост неоднократно упоминался и изображался в произведениях литературы и искусства. Уникальный архитектурный ансамбль вдохновлял поэтов, писателей, художников, композиторов.

В стихотворении «Кижи» русский поэт Николай Рубцов воспел красоту деревянных храмов на фоне северной природы. Мотивы Кижского погоста присутствуют в произведениях Федора Абрамова, Виктора Астафьева, Юрия Казакова и других писателей. Карело-финский композитор Суло Салонен написал симфоническую поэму «Кижи».

Художники неоднократно писали этюды и картины с видами Кижского погоста. Среди них Алексей Рылов, Аркадий Пластов, Василий Перов, Иван Шишкин и многие другие. Образ памятника запечатлен на полотнах известных фотохудожников России.

Кижский погост фигурирует в фильмах «А зори здесь тихие», «Остров», «Темный мир», «Легенда No17» и других кинолентах. Кадры храмов и колокольни неоднократно использовались в документальных фильмах о русском Севере, архитектуре, этнографии.

Современная жизнь на острове

Несмотря на статус музея-заповедника, Кижский погост не является полностью заброшенным местом. Здесь круглый год работают сотрудники музея «Кижи», ведутся реставрационные и ремонтные работы.

Летом на острове функционируют несколько гостиниц и кафе для туристов. Открыты пункты проката велосипедов, лодок и катамаранов, организован платный спуск в рубке с башни колокольни. На площади у Кижской избы действует торговая палатка с сувенирами и местными угощениями.

Несколько раз в год на острове проходят культурно-массовые мероприятия. Проводятся экскурсии и мастер-классы по традиционным ремеслам Карелии. Таким образом, Кижский погост сохраняет историко-культурное значение для Карелии и всей России, привлекая ежегодно тысячи российских и зарубежных гостей.

В то же время в зимние месяцы остров пустеет. Действует один небольшой гостиничный комплекс на 30 мест. За памятником следит лишь сторожевая охрана и немногочисленный персонал. В это время Кижский погост предстает в своем первозданном виде – как затерянный в снегах православный некрополь на Онежском озере.

Перспективы развития музея-заповедника

Несмотря на то, что Кижский погост уже является популярным туристическим объектом, руководство музея-заповедника «Кижи» ставит перед собой задачи дальнейшего развития.

В ближайшие годы планируется реконструкция исторической деревни на острове. Будут воссозданы хозяйственные постройки, амбары, мельницы, кузница. Это позволит организовывать для туристов интерактивные программы с элементами этнографического театра.

Также предполагается создание визит-центра с современными мультимедийными технологиями, расширение сувенирной и книжной торговли. Для повышения транспортной доступности острова планируется запуск аквабуса и вертолетной площадки.

Большое внимание будет уделено экологическому просвещению туристов и развитию волонтерского движения по уборке острова после туристического сезона. Также предполагается внедрение цифровых технологий для мониторинга состояния памятников Кижского погоста.

Экологические проблемы Кижского архипелага

Наряду с развитием туризма, перед музеем-заповедником стоят экологические вызовы. Массовый наплыв отдыхающих наносит ущерб хрупкой экосистеме Кижского архипелага.

Основные угрозы - бытовые отходы, вытаптывание растительности, шумовое загрязнение. Летом на острове Кижи скапливаются тонны мусора, в том числе пластика. Повреждаются деревья, кустарники, травяной покров. Громкая музыка с прогулочных катеров пугает птиц и животных.

Все это негативно влияет на облик Кижского погоста и на состояние исторических сооружений, которые оседают из-за эрозии грунта. Поэтому перед музеем стоит задача оптимизировать турпотоки, развивать экологический туризм, проводить регулярные уборки острова.

Требуется тщательный экологический контроль, вплоть до внедрения цифрового мониторинга состояния окружающей среды. Это позволит сохранить уникальную природу Кижского архипелага для будущих поколений наравне с архитектурным наследием Кижского погоста.

Кижский погост как символ русского Севера

Кижский архитектурный ансамбль по праву считается одним из главных символов Русского Севера. Неповторимый образ памятника органично сливается с окружающим ландшафтом и воплощает культурное наследие этого сурового края.

Шатровые крыши церквей и колокольни гармонично вписываются в природный фон Онежского озера и еловых лесов. Их изящные силуэты отражаются в спокойных водах озера. В живописности ансамбля запечатлена красота северной природы.

В то же время деревянные храмы символизируют выносливость и стойкость жителей Русского Севера перед лицом суровых природных условий. Они стоят здесь уже три века, пережив войны и разрушения.

Кижский погост – это уникальный памятник русского деревянного зодчества. Здесь сконцентрировано все лучшее, на что были способны старинные зодчие России. Точеные бревна, резные наличники, узорчатые маковки венчают шедевр русского деревянного церковного зодчества.

В архитектуре и интерьерах храмов отразились и народные традиции, и влияние столичной культуры императорской России. Кижский погост – это синтез самобытной культуры Русского Севера и общероссийских тенденций того времени.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.