Станция метро «Римская» расположена на Люблинско-Дмитровской линии между станциями «Чкаловская» и «Крестьянская застава». Она была открыта 28 декабря 1995 года в составе нового участка «Чкаловская» — «Волжская». Архитектурно-художественное оформление станции выполнено в стиле древнеримских достопримечательностей. Для отделки использованы различные сорта мрамора, гранита, а также алюминиевые детали.
«Римская» по праву считается одной из красивейших станций Московского метрополитена. Здесь гармонично сочетаются произведения архитектуры и монументального искусства. Это делает пребывание пассажиров в ее интерьерах особенно приятным и запоминающимся.
История создания станции «Римская»
Станция метро «Римская» была открыта 28 декабря 1995 года в составе участка «Чкаловская» — «Волжская» Люблинско-Дмитровской линии Московского метрополитена. Она стала 157-й станцией Московского метро. Изначально планировались названия «Рогожская», «Рогожская застава» или «Серп и молот», но в итоге было выбрано название «Римская» в честь столицы Италии – города Рима.
«Римская» сооружена по новому на тот момент проекту – колонная трехсводчатая станция глубокого заложения без подплатформенных помещений. Колонны и путевые стены опираются на сплошную монолитную плиту. Это позволило оптимизировать строительство и снизить стоимость.
В проектировании художественного решения интерьера станции принимали участие приглашенные итальянские архитекторы Джампаоло Имбриги и Андреа Куатрокки. Благодаря их работе удалось воплотить задумку по оформлению «Римской» в стиле столицы Италии.
Год | Событие |
---|---|
1986 | Начало проектирования станции |
1990 | Начало строительства |
1995 | Открытие станции |
Таким образом, строительство «Римской» заняло 5 лет. Открытие станции позволило улучшить транспортное обслуживание района Рогожская застава и обеспечить пересадку на Калининскую линию.
Оформление интерьера в стиле Древнего Рима
Интерьер станции метро «Римская» выполнен в стилистике архитектуры и искусства Древнего Рима. Эта концепция оформления была предложена итальянскими архитекторами Джампаоло Имбриги и Андреа Куатрокки, которые разработали художественное решение станции.
Для облицовки колонн и пилонов использованы различные сорта мрамора - это традиционный материал римского зодчества. Мраморные плиты подчеркивают строгость и монументальность архитектуры станции «Римская». Для отделки пола применены плиты из красного, черного и серого гранита, создающие эффект классической римской мозаики.
У подвесного потолка видна алюминиевая отделка. Этот современный материал гармонично вписывается в интерьер благодаря лаконичному дизайну. Потолок дополняют люстры, стилизованные под римские бронзовые светильники.
Основная тема оформления - «Римские достопримечательности». Среди главных элементов декора - скульптурная композиция «Фонтан», выполненная скульптором Л.Л. Берлиным. Она изображает младенцев Ромула и Рема, кормящихся волчицей у истоков реки Тибр. Этот сюжет символизирует основание Рима.
Также на станции размещены четыре медальона работы итальянских художников. На них запечатлены сцены из мифов и истории Древнего Рима: Волчица, вскормившая Ромула и Рема, Похищение сабинянок, Основание Рима, Ромул убивает Рема.
Вдоль путей расположены скульптуры «Колонны», отсылающие к архитектурным элементам храмов и общественных сооружений Древнего Рима. Оформление наполнено атрибутами римской мифологии, культуры и быта.
Таким образом, богатый декор и обилие отсылок к истории Рима позволяют пассажирам совершить небольшое путешествие во времени и прикоснуться к наследию великой античной цивилизации прямо в московском метро.
Транспортная значимость и пассажиропоток
Станция метро «Римская» играет важную роль в транспортной инфраструктуре Москвы. Она расположена на пересечении Люблинско-Дмитровской и Калининской линий, что делает ее крупным пересадочным узлом.
«Римская» обслуживает районы Рогожской заставы и Соколиная гора. Она обеспечивает транспортную доступность для более 300 тысяч москвичей, проживающих в этой части Восточного административного округа.
Станция связана переходами с остановками наземного городского транспорта: автобусами, троллейбусами и трамваями. Это позволяет осуществлять удобные пересадки между метро и другими видами транспорта.
Благодаря станции «Римская» жители прилегающих районов могут оперативно добраться до крупных транспортно-пересадочных узлов столицы: «Комсомольской», «Курской», «Сретенского бульвара» и других. А в обратном направлении станция принимает пассажиров из центра Москвы.
По данным Московского метрополитена, пассажиропоток станции «Римская» составляет около 51 тыс. чел. в сутки. Это солидный показатель, учитывая, что станция находится не в самой центральной части города.
В часы пик нагрузка на станцию увеличивается за счет жителей спальных районов, следующих на работу в центр. Утром основной поток идет в сторону центра, вечером – в обратном направлении. Пересадка на Калининскую линию также увеличивает пассажиропоток в часы пик.
В будущем ожидается дальнейший рост пассажиропотока станции за счет продолжающейся застройки прилегающих территорий. Возможно, потребуется расширение платформы станции и увеличение пропускной способности для обеспечения комфорта пассажиров.
Перспективы развития станции «Римская»
Несмотря на то, что станция «Римская» была построена совсем недавно - в 1995 году, у нее есть потенциал для дальнейшего развития и модернизации.
Во-первых, возможно расширение платформы станции. Согласно прогнозам, пассажиропоток будет увеличиваться за счет новой застройки прилегающих районов. Чтобы повысить пропускную способность станции, может потребоваться удлинение платформы.
Во-вторых, в перспективе рассматривается организация пересадки со станции «Римская» на проектируемую станцию «Савеловская» Большой кольцевой линии. Это позволит разгрузить существующий пересадочный узел с Калининской линией.
В-третьих, возможно дальнейшее развитие подземного пространства станции. Могут быть построены дополнительные вестибюли и подземные переходы для улучшения транспортной доступности прилегающих кварталов.
Кроме того, станция имеет потенциал для коммерческого освоения подземного пространства. Возможно размещение магазинов, кафе, прокатов и других объектов мелкорозничной торговли и сервиса для пассажиров.
С точки зрения развития надземной инфраструктуры также есть перспективы. Например, можно обустроить удобные переходы и остановки для наземного транспорта, чтобы усовершенствовать пересадки.
Наконец, в дальней перспективе возможна реновация архитектурно-художественного облика станции. Материалы отделки могут потребовать замены. Это позволит сохранить единый стиль «Римской», несмотря на возрастающие пассажиропотоки.